Только спросить – Кровь5

Людмила Геранина

Только спросить

Фото: Алина Десятниченко

Донорство пугает многих. Но даже прохождение простого опроса по этой теме заставляет большинство скептиков переменить свое мнение. Так показало наше небольшое исследование.

Известно, что первыми в Национальный РДКМ вступают медики, постоянные доноры крови и те, чьи родные и близкие сталкивались с раком. В общем, люди, которые уже что-то знают о донорстве и его задачах. Вторыми – их знакомые, которым эти люди, в свою очередь, что-то рассказали. Но как достучаться до посторонних и ничего не знающих? До тех, кто путает костный мозг со спинным и у кого одно упоминание о донации вызывает неприятное ощущение в районе крестца, – в общем, до обычных людей на улице? С этой задачей РДКМ решил обратиться к профессиональным рекламщикам. В рамках гранта столичного Департамента труда и социальной защиты населения «Москва – добрый город» мы попросили агентство Deasign Russia разработать для нас информационную кампанию по продвижению донорства. А чтобы кампанию эту строить не на догадках, провели два опроса. Один – среди потенциальных доноров костного мозга (опросили 302 человека), второй – среди тех, кто еще не в регистре и, может быть, даже не планирует в него вступать (еще 320 респондентов).

Отчасти, как и во время нашей первой экспедиции «Совпадение», мы исследовали донорские страхи. Но не только их, потому что мешают вступить в регистр не одни лишь страхи. Ответ на открытый вопрос «Что останавливает вас или других людей от вступления в регистр» очень четко зависел от того, сдал ли уже человек свою пробирку крови на HLA-типирование или еще нет. Самый популярный ответ у тех, кто пока не сдавал, – «страх медицинских процедур». Его выбрали 132 опрошенных. А из потенциальных доноров 211 респондентов считают главным препятствием недостаток информации. Люди, уже немножко разобравшиеся в донорстве, понимают, что основное препятствие – это незнание. Оттуда и большинство страхов.

– Самое интересное наблюдение – что уже в процессе прохождения опроса человек может изменить свое мнение, – отмечает креативный директор Deasign Russia Яков Ионычев. – Среди людей распространены определенные ложные стереотипы.

– Они думают, что во время типирования им воткнут огромный шприц в спину, – поясняет копирайтер Тата Балаева, – что потом они не смогут ходить. В процессе опроса они узнают, что это не так.

Действительно, из 320 не состоящих в регистре респондентов 167 ответили, что после опроса у них появилось желание в него вступить. И только у 20 из них это желание было с самого начала. Что именно заставило их переменить мнение, ответили не все. Но 38 объяснили, что их убедила возможность спасти жизнь человеку, 17 – что ключевой стала информация о безопасности процедуры для донора, и еще для двоих главную роль сыграло знание, что всегда есть возможность отказаться от донации.

– Поэтому мы предлагаем не сразу звать людей в регистр, а просто приглашать их пройти опрос, – рассказывает Яков Ионычев.

Именно такой ненавязчивый подход в продвижении донорства станет частью нашей рекламной кампании. Кроме того, два опроса показали, к каким человеческим чувствам можно апеллировать

Мотив спасения жизни важный, но не единственный. Из 302 потенциальных доноров 146 объяснили свое вступление в регистр именно так. А вот 166 ответили иное – что «это нормальный поступок обычного человека».

– Конечно, многих привлекает возможность спасти человеку жизнь, но мы решили не играть на чувстве геройства, которое импульсивно и, что уж там говорить, порой легкомысленно, – объяснят Яков Ионычев. – Такое подходит для донорства крови: сдал – и сразу помог. А вот донорство костного мозга требует более долгосрочной мотивации. Поэтому мы будем упирать на то, что стать донором костного мозга – это просто нормальное, рациональное поведение. Ведь если каждый так поступит, то в случае болезни его собственные шансы на спасение от лейкоза увеличиваются.


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также