Доноры смолоду: как регистры привлекают в свои ряды молодежь – Кровь5

Александра Анисимова, Алина Гулевская *

Доноры смолоду: как регистры привлекают в свои ряды молодежь

Фото: Be The Match

Продвижение донорства костного мозга среди молодых людей — задача, которую ставят перед собой все без исключения регистры в мире. Кровь5 изучила лучшие практики.

Почти все крупные регистры мира проводят разные по масштабу информационные кампании, ориентированные на молодую аудиторию. Как правило, они красочные, броские, и все нюансы донорства костного мозга объясняются максимально доступно.

Например, немецкий DKMS в прошлом году запустил кампанию специально для молодежи со слоганом: «Быть донором в DKMS — это просто правильно. А еще это действительно просто». Целью ее было не только привлечь внимание к теме, но и показать, что стать потенциальным донором можно без особых усилий: надо лишь заполнить онлайн-анкету и, получив на дом бесплатный набор, взять у себя образец буккального эпителия и отправить его в лабораторию.

Благодаря активной работе с молодой аудиторией средний возраст потенциальных доноров в базе немецкого регистра — 36 лет. А реальных доноров — около 30 лет. Связано это с тем, что при наличии нескольких подходящих доноров врачи отдают предпочтение более молодому, и у такого выбора объективные причины: зачастую у донора молодого возраста лучше состояние здоровья, к тому же его клетки лучше приживаются после пересадки.

Фото: Be The Match

Информационные кампании, нацеленные на молодежь, проводят также регистры Франции, Испании, Японии. Для этого выпускаются специальные брошюры, инфографика, видео — молодежи лучше объяснять наглядно. Места их распространения тоже соответствующие: популярные соцсети, спортивные соревнования, музыкальные фестивали, конференции по видеоиграм. Тот же DKMS провел большую донорскую акцию на крупнейшем съезде геймеров в Германии Gamescom, где молодые люди в костюмах персонажей «Звездных войн» фотографировались с палочками для взятия образца буккального эпителия.

Все это отдельные акции, но есть примеры, когда регистры создают целые программы и проекты, чтобы привлечь молодежь к теме донорства костного мозга. Так, системно, работают регистры США и Великобритании.

У американского регистра Be The Match действует студенческая программа Be The Match on Campus, цель которой — объединение молодежи из разных университетов по всей стране, чтобы распространять информацию о донорстве костного мозга и возможностях стать потенциальным донором.

Во многих вузах существуют группы студентов, которые занимаются развитием этой темы под эгидой Be The Match: они проводят лекции, донорские акции, сборы пожертвований на работу регистра.

Be The Match, со своей стороны, организует обучение волонтеров, предоставляет им шаблоны информационных материалов, онлайн-платформу для перевода пожертвований, а еще каждому такому студенческому объединению присваивается QR-код, по которому регистрируется каждый новый потенциальный донор, чтобы отслеживать, сколько человек удалось привлечь в регистр.

Студенты-волонтеры могут рассчитывать на материальные и нематериальные поощрения, например, такая благотворительная активность — хорошая строчка в резюме для начинающего специалиста, и регистр готов предоставить рекомендательное письмо, подтверждающее участие в его работе.

В рамках этой программы, например, недавно прошла акция в поддержку 22-летней Кристен Эрнандес из Южной Калифорнии — недавней выпускницы колледжа по профессии «педиатрическая сестра», которой диагностировали острый миелоидный лейкоз и назначили пересадку костного мозга. Подходящего донора ей пока не нашлось. Чтобы поддержать девушку, в трех учебных заведениях за один только месяц в регистр вступили более 300 студентов.

Другая молодежная программа Be The Match — Get in the Game («Включайся в игру») — нацелена на работу со спортивными командами в вузах. Не только сами спортсмены могут стать потенциальными донорами — во время состязаний такая возможность предоставляется всем болельщикам.

Регистр обучает, как проводить донорские акции на спортивных мероприятиях, а также предоставляет информационные материалы о донорстве костного мозга и наборы для взятия образца буккального эпителия.

Фото: Be The Match

Так, например, команда по софтболу (это разновидность бейсбола) Tufts University провела акцию в рамках Get in the Game во время домашнего матча и привлекала в регистр 270 новых доноров.

Всего за восемь лет существования молодежных программ в Be The Match вступили более 100 тысяч человек, собрано около полумиллиона долларов пожертвований.

Фото: DKMS

Сразу несколько программ, рассчитанных на молодежь, ведет британское представительство DKMS: Schools or Colleges + Students vs Blood Cancer, Football vs Blood Cancer, Bowl out Blood Cancer. Первая рассчитана на учащихся. Она не такая масштабная, как у Be The Match, и тем не менее любой желающий может обратиться в регистр за помощью в организации лекции и донорской акции в стенах своего учебного заведения. Две другие нацелены на сотрудничество с командами, играющими, соответственно, в футбол и крикет. Например, футбольный клуб West Bromwich Albion при поддержке DKMS провел донорскую акцию во время домашнего матча, а игроки надели вместо привычной формы футболки с логотипом регистра.

Британский Регистр Энтони Нолана тоже реализует несколько молодежных программ. Одна из них — The Hero Project. Представители регистра проводят лекции о донорстве костного мозга среди студентов колледжей и университетов, основные слушатели — 16–18 лет (по правилам можно вступить в регистр с 16 лет, но стать реальным донором — с 18). А еще в рамках этой программы ведется обучение молодых волонтеров.

Фото: Anthony Nolan

Еще одна инициатива Регистра Энтони Нолана — программа Marrow (в переводе с английского — «Костный мозг»). Она объединяет по всей стране более 50 групп студентов-волонтеров, которые проводят просветительские мероприятия и донорские акции в своих учебных заведениях. Ее особенность — в соревновательном элементе: группы стремятся обогнать друг друга по числу проведенных событий, количеству привлеченных новых доноров и сумме собранных пожертвований. По данным регистра, ежегодно благодаря этой программе к нему присоединяется около 15 тысяч человек, удается собрать порядка 50 тысяч фунтов стерлингов.

Эти достижения показывают, что привлечение молодежи в регистр требует особого подхода: яркой, доступной подачи информации, в увлекательном визуальном формате, с простым способом вступления в регистр — через сдачу образца буккального эпителия, — в привычной им среде: в учебных заведениях, на спортивных и других мероприятиях, в соцсетях. А еще немаловажно передавать молодым людям инициативу — ведь доходчивее объяснить важность донорства костного мозга могут именно сверстники.

* Публикация подготовлена студентками 4-го курса факультета журналистики МГУ в рамках практики, которую они проходили в Кровь5.

Стать донором Помочь донорам
Читайте также
01 февраля 2023
27 января 2023
20 января 2023
11 января 2023
30 декабря 2022
20 декабря 2022
15 декабря 2022
13 декабря 2022
08 декабря 2022
30 ноября 2022
25 ноября 2022
23 ноября 2022