Наталия Нехлебова
ДНК супергероев
Каждый четвертый донор костного мозга в Великобритании привлечен в регистр студенческой организацией Marrow. Кровь5 рассказывает, как студенты играют в супергероев и спасают реальные жизни
— Их было четверо: Чудо-женщина, Супермен, Бэтмен и Гарри Поттер, — рассказывает Грейс Холмс из Университета Рединга (графство Беркшир). — Они подошли ко мне и сказали, что герой есть в каждом. А точнее, у меня в ДНК. И я очень легко могу спасти чью-то жизнь. Умеют люди веселиться, подумала я тогда.
Грейс 19 лет, она учится на втором курсе университета в Рединге на факультете биомедицины и возглавляет университетскую группу студенческой сети Marrow («bone marrow» по-английски означает «костный мозг»). Студенты каждый месяц организуют несколько зажигательных мероприятий, на которых агитируют вступать в регистр доноров костного мозга имени Энтони Нолана (Регистр Энтони Нолана, крупнейшая донорская база Великобритании) и собирают деньги на первичное типирование. В Англии оно обходится регистру в 40 фунтов.
Грейс больше всего любит Неделю супергероев — волонтеры наряжаются в героев комиксов, бродят по университету и призывают желающих вступить в базу данных.
— Это очень забавно, — считает Грейс, — вообще, несмотря на серьезность и важность задачи, мы очень стараемся, чтобы все наши мероприятия были веселыми и радостными. Спасать жизни — не только благородное, но и увлекательное занятие.
Обряд посвящения
В 1998 году студент третьего курса медицинского факультета Ноттингемского университета Джеймс Кастоу узнал, что у подруги его детства Карен обнаружен лейкоз и ей нужна пересадка костного мозга. Он стал агитировать своих друзей вступать в регистр, а затем организовал кампанию по рекрутингу потенциальных доноров в университете. Карен умерла, но Джеймс решил в память о ней продолжить работу по привлечению доноров. Так появилась Marrow.
Когда Джеймс закончил университет, в студенческом сообществе, занимающемся пропагандой донорства костного мозга, состояли студенты уже десяти медицинских факультетов британских университетов. Сейчас волонтеры этой организации есть в 55 вузах страны, а всего таких супергероев-студентов — больше тысячи. За 22 года они привлекли в Регистр Энтони Нолана 130 тысяч человек, 1150 из них стали реальными донорами.
Шарлот Канлиф — координатор этого сообщества. Студенты называют ее «ветераном банды» и «королевой Marrow». Пока она училась, состояла в команде добровольцев, а после выпуска пошла на работу в Регистр Энтони Нолана.
— Студенты — это юная, мощная сила. И если их направить на благое дело, они горы свернут, — считает Шарлот. — В 19 лет все хотят менять мир. И Marrow дает им такую возможность. Студенты убеждают всех вокруг вступать в регистр, становиться волонтерами и собирают пожертвования. Все это они делают с огнем и фантазией. Я просто не устаю на них удивляться. Они выполняют очень важную задачу: рекрутируют людей с 16 до 30 лет. Это очень важно, ведь регистру нужны именно молодые люди. И стратегия «юные привлекают юных» — самая правильная.
Кстати, в Британии стать реальным донором костного мозга действительно можно с 16 лет. В 2014 году своими кроветворными клетками поделился 17-летний Итан Баттресс.
Жизнь студентов в Соединенном королевстве устроена очень разнообразно. В каждом приличном университете — около сотни сообществ и кружков, от любителей азиатской кухни до друзей астрономии. Но членство в Marrow — одно из самых почетных.
— Обычно в сообщество принимают на первом курсе, — говорит Грейс Холмс. — Когда я вступала, ожидала какого-то особого посвящения. Но мне просто подробно рассказали о костном мозге, о важности донорства, вручили футболку с логотипом. Настоящим же посвящением стала для меня первая сдача мазка из-за щеки — для типирования. (В Британии именно таким образом берут генетические образцы для вступления в регистр.) Хотя и это было просто: проводишь ватной палочкой — и все. Потом я познакомилась с Итаном. Он учился на третьем курсе, его мама болела лейкозом, и ей искали донора. Меня это так потрясло! Я поняла, насколько это все реально — и рак, и наша помощь. И решила, что нужно устраивать акции по привлечению в регистр как можно чаще, чтобы вступало как можно больше людей.
Для начала Грейс с ее друзьями-волонтерами раз в неделю стояли в университетской библиотеке в футболках с логотипом Marrow и с синей табличкой для инстаграма «Так выглядит герой». Они раздавали «Гид для тех, кто хочет спасать жизни» — буклеты о том, кто может стать донором костного мозга. И регистрировали добровольцев, готовых вступить в регистр. А потом прямо на месте раздавали и наборы для мазка из-за щеки: простой конверт с ватной палочкой и анкетой для заполнения, которую вместе с образцом слюны нужно было отослать в Регистр Энтони Нолана. Через некоторое время отправителю приходит подтверждение, что он принят и стал потенциальным донором.
— Потом я придумала лотерею, — продолжает Грейс. — Мы разыграли шоколадный торт, собрали 340 фунтов, в регистр вступили 32 человека. Шоколад любят все.
После этого девушка организовала вечеринку с шарадами и коктейлями. Вход — всего 2 фунта, так что народу пришло очень много, ведь коктейли тоже любят все.
— Затем я решила, что мне скучно просто так стоять в библиотеке во время акций. Люди, конечно, приходят регистрироваться, но мало. Мы напекли пончиков и повесили объявление, что будем продавать их по 1 фунту, сразу набежало множество студентов, — вспоминает Грейс. — Фандрайзинг — сложная задача: по правилам организации мы не можем продавать ничего дороже 5 фунтов. Но вдруг выяснилось, что у меня есть способности к таким вещам. И мне предложили стать президентом нашего университетского сообщества Marrow.
Четыре раза в год все студенты-члены Marrow встречаются, чтобы поучиться друг у друга, обменяться опытом и просто весело провести время. Главная встреча обычно проходит в Лондоне, на специальной ежегодной конференции.
— Это очень круто, — рассказывает Грейс. — Ты видишь, как много у тебя единомышленников, понимаешь, что у вас очень верная общая цель. Ощущение единства вдохновляет!
У всех университетских групп Marrow одна структура. Все по-взрослому: президент, вице-президент по фандрайзингу, вице-президент по рекрутированию, координатор волонтеров, координатор по рекрутингу, координатор по фандрайзингу, PR-координатор, SMM-менеджер и казначей.
— Управлять — самое сложное, — признается Грейс. — Иногда думаю: лучше бы я была обычным волонтером. Убедить всех делать так, как ты считаешь необходимым, — настоящая головная боль. Но постепенно втягиваешься, и начинает получаться.
От Рождества до Хеллоуина
На каждый большой праздник студенты Marrow организуют донорские акции. Так, например, вечеринка в честь Хеллоуина переименовывается в Marroween. В этот день разодетые привидениями, скелетами и вампирами волонтеры развеивают мифы о донорстве костного мозга — например, о том, что это страшно. В Британии 90% донаций происходит через вену, путем забора костного мозга из периферической крови, и только в 10% случаев его берут из тазовой кости. В этом году, правда, Marroween проходил онлайн.
— Мы продавали за 2 фунта тематические пакеты, в которых был попкорн, страшная маска и набор для сдачи мазка, — говорит Грейс, — потом все вместе смотрели кино и болтали онлайн. Было, конечно, не так весело, как обычно. Но мы собрали почти 100 фунтов.
Рождество активисты переименовывают в Marrow Christmas. Волонтеры, одетые эльфами, разгуливают по кампусам и распространяют не дух праздника, но и наборы для вступления в регистр. Студенты агитируют людей спасать жизни не только в университете.
— Мы гуляем по самым оживленным улицам. Смеемся, болтаем со всеми, но и между делом рассказываем про донорство костного мозга. В Рождество все очень хотят сделать что-то доброе, и многие вступают в регистр, — рассказывает Грейc.
А День святого Валентина — самый лучший повод, чтобы рассказать об идеальном совпадении. В этот день студенты продают кексы, пирожки, всякие сладости в форме сердечек — ну и, как обычно, агитируют вступать в регистр.
— В Валентинов день все ищут себе пару, а мы ищем пару донора и реципиента. Такое совпадение спасает жизнь, — говорит президент Marrow. — По-моему, это и есть настоящая романтика.
Еще в феврале активисты семи лондонских университетов ежегодно проводят акцию под названием «Лондоноры». Целую неделю волонтеры Marrow агитируют вступать в регистр в кампусах и на улицах столицы. Главная идея — продемонстрировать многонациональность города. Не просто так: ведь некоторым — например, заболевшим чернокожим, азиатам, арабам или пакистанцам — бывает особенно сложно найти донора из-за генетических особенностей. По британской статистике, только 20,5% представителей расовых или национальных меньшинств могут найти подходящего донора. Поэтому «Лондоноры» стараются привлекать людей с редкими фенотипами.
Этому же посвящена еще одна тематическая неделя — «Борьба с неравенством».
— В университетах мы все здорово перемешаны, — объясняет Грейс. — У нас учатся представители десятка национальностей, и у всех британское гражданство. А это значит, что они могут вступать в регистр. И вуз, конечно, лучшее место для того, чтобы сагитировать их стать донорами костного мозга.
Врачи считают, что идеальный донор — это молодой мужчина (трансплантологи опытным путем выяснили, что костный мозг представителей мужского пола реже вызывает реакцию отторжения у мужчин-реципиентов). На мужчин не старше 30 лет в Британии приходится 55% всех донаций, при этом в регистре таковых всего 16%. Чтобы их становилось больше, в Marrow придумали Марш мужчин.
— Что скрывать, с мужиками у нас напряженка, — признается Грейс. — У нас и волонтеры-то все в основном девушки. Другое дело — мой друг Итан. Мы, можно сказать, прямо-таки гоняемся за парнями, убеждая их вступить в регистр. Устраиваем мероприятия в спортклубах.
В прошлом году студентам сопутствовала большая удача: удалось подключить к акции ребят из университетской команды по регби, и в итоге почти вся команда прошла типирование. Теперь они участвуют в Марше мужчин — стоят в библиотеке с табличкой: «Настоящий мужик сдает слюну». С их участием дело пошло поживее.
Эверест и Женщина-кошка
Конечно, университеты соревнуются между собой.
— Мы, естественно, ни в коем случае не заставляем их соревноваться, — говорит Шарлот. — Но состязательный дух у студентов есть всегда: кто из них привлек больше потенциальных доноров, кто собрал больше пожертвований. Ребята из Глазго вон вообще почти забрались на Эверест.
Действительно, в этом году двое студентов из Университета Глазго поднялись в южный базовый лагерь на Эвересте и развернули там флаг Marrow на высоте 5634 метра над уровнем моря. Свое путешествие они ярко осветили в соцсетях, агитируя вступать в регистр и делать пожертвования. Тут стоит отметить, что наш Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова обошел шотландцев на 8 метров, водрузив этим летом флаг на вершине Эльбруса.
Но вернемся к шотландским студентам. Другие их сокурсники в это же время участвовали в срочной благотворительной акции «Мили для Marrow», которую объявил Регистр Энтони Нолана.
Из-за пандемии пожертвований стало очень мало. Поэтому студенты всех университетов Великобритании устроили масштабный благотворительный забег, призывая последовать своему примеру — пробежать или пройти 26 миль (это 41,8 километра, почти марафонская дистанция).
Студенты из Глазго в ответ обежали всю Шотландию. Уставшие от самоизоляции юноши и девушки с удовольствием носились по стране и выкладывали в соцсети свои взмокшие, но довольные лица с призывами помогать регистру. Один только университет Глазго смог собрать на благотворительном забеге 885 фунтов.
— Говорят, что в юности жизнь бьет через край, — рассказывает Шарлот. — Студенты для нас — важный источник жизни. А для них вся эта волонтерская работа — часть яркого праздника. Каждый четвертый человек в регистре оказался там благодаря нашим студентам. Нам никак не обойтись без Marrow.
После окончания университета можно остаться в организации и продолжать выполнять разные волонтерские задания. Ежегодно в каждом университете выбирают волонтеров года. Призом самым активным служит ватная палочка — золотая, серебряная или бронзовая.
— Наша следующая акция — Неделя героев, — говорит Грейс. — Буду агитировать людей увидеть героя в себе. Я еще в этой акции не участвовала, так что жду с нетерпением. Не знаю только, кем лучше быть — Чудо-женщиной или Женщиной-кошкой.