Мария Портнягина
От медсестер-вампирш до кровавого бала: самые яркие донорские акции на Хеллоуин
Когда Хеллоуин отмечается не только весело, но и с пользой
Вечеринки монстров и ведьм. Продажа имбирных пряников в виде скелетов и кексов «с соплями зомби» (на самом деле это зеленый крем из сливок). Конкурс на самую оригинально вырезанную тыкву – главный символ зловещего торжества. Фантазии устроителей акции «Marroween», кажется, нет предела.
Уже больше пяти лет National Marrow – объединение студентов из более чем 50 британских вузов, которое поддерживает Фонд Энтони Нолана, – организует мероприятия, приуроченные к Хеллоуину. Цель благая – продвигать донорство костного мозга. А «Marroween» – игра слов: начало в названии праздника заменили на «marrow» – в переводе с английского «костный мозг». В инстаграме под хештегом #marroween можно найти анонсы и фотоотчеты акций, которые проводились в университетских кампусах.
Начиналось все просто с продажи целых тыкв накануне праздника, но с каждым годом придумывалось что-нибудь новенькое. Костюмированные вечеринки с платой за вход в 3–5 фунтов стерлингов – взнос, посильный для студента, зато сколько веселья, да и возможность выделиться среди сокурсников ярким образом. Университет Брайтона как-то организовал настоящий бал – Бал монстров, а в другой раз – кинопоказ всех частей ужастика «Хеллоуин». Еще студенты устраивают тематические квизы и театральные представления. Вход на них – за пожертвования.
Эти деньги, как и вырученные от продажи «жуткой» выпечки, направляются в Фонд Энтони Нолана. Улов разный – бывает, и 180 фунтов стерлингов, случалось, и 410. HLA-типирование одного добровольца для вступления в регистр стоит порядка 40 фунтов стерлингов (примерно 3,8 тысячи рублей на наши деньги). Вот и считайте, какая выходит посильная помощь. Помимо того, во время акций волонтеры ведут просветительскую работу среди сверстников.
Несколько лет назад Фонд Энтони Нолана запустил в преддверие Хеллоуина информационную акцию со слоганом #DonatingIsntScary («Донорство – это не страшно»). Студобъединения, действующие в его поддержку, охотно подхватили фразу. И в этом году, например, Университет Суррея выпустил шутливый бюллетень про «то, что пугает»: 1. Не выключить микрофон во время лекции по зуму. 2. Забыть маску дома. 3. Пропустить эпизод «Bake Off» (британское телешоу на звание лучшего пекаря. – Кровь5). И про то, «что не страшно»: 1. Донорство костного мозга. 2. Вступить в регистр. 3. Спасти чью-то жизнь. С пожеланием в конце: «Счастливого Marroween’a!»
А вот DKMS – регистр, основанный в Германии и имеющий шесть филиалов в разных странах, включая США и Великобританию, – пошел по иному пути. Пять лет назад он начал проводить грандиозный «Кровавый бал». Правда, из-за пандемии его проведение приостановилось. Однако мероприятие уже успело стать событием в светском мире: дорогие наряды, богатый интерьер. У бала солидные спонсоры – семейные благотворительные фонды и крупные компании, и звездные гости, в их числе – актеры, спортсмены, общественные деятели. За время его существования удалось собрать больше 1 млн долларов пожертвований в пользу регистра и в поддержку донорства костного мозга.
В Германии к Хеллоуину особым образом готовятся университетские клиники. Например, в Гейдельбергском университете уже не первый год пункт сдачи крови преображается к красной дате. Стены украшаются «кровавыми» следами ладоней, а надпись при входе гласит: «Никому не удастся уйти».
Доноров крови там встречают медсестры в образах зомби, вампирш, ведьм, с дьявольскими рожками на голове.
В этом году необычная донорская акция тоже состоится, устроители только просят не забывать желающих поучаствовать о необходимости прийти в маске (не хеллоуиновской, а медицинской) и записаться, заранее выбрав временной слот. Веселье весельем, но безопасность превыше всего. Зато за участие каждый донор получит в благодарность коробочку с лакомствами.
Похожим образом зазывают доноров в канун Хеллоуина представительства Красного Креста в США, Канаде, Франции, Германии, Испании и других странах, а также службы крови. Правда, зачастую без особой фантазии, используя «страшный» праздник лишь как дополнительный повод напомнить о важности быть донором. Но бывают и исключения. Несколько лет назад Французская служба крови запустила масштабную акцию на Хеллоуин, когда пришедших сдать кровь угощали сладостями, прийти можно было в костюме, в отделениях работали карикатуристы, а как вариант можно было запечатлеть себя на моментальном снимке – на память.
Для акции даже придумали логотип: карикатурный колдун (больше похожий на пирата) сидит в кресле и сдает кровь.
В этом году Американский Красный Крест тоже проводит донорскую акцию, приуроченную к Хеллоуину. Для ее продвижения вышел анимированный ролик с информацией о времени и месте проведения, герои которого – ведьмы, зомби, вампиры, монстры.
Одну из самых ярких акций в прошлом году провел Красный Крест Таиланда. На улицах Бангкока гуляли разряженные к Хеллоуину жители города, направляясь в пункты сдачи крови. Медики в красочности образов, конечно, уступали донорам, все-таки положение обязывает: допустимый максимум – дьявольские рожки, кровоподтеки на лице, но халаты врачебные, белые. Зато доноры, кажется, отрывались по полной. Наиболее подробную фотоподборку можно увидеть в испанском издании.
Празднование Хеллоуина – традиция прежде всего англосаксонского мира. Поэтому, очевидно, и донорские акции, приуроченные к нему, там больше распространены. Пару лет назад в Великобритании озаботились проблемой того, что молодежь не идет в доноры. Специально проведенное исследование показало, что 81% британцев в возрасте 18–24 лет никогда не жертвовали кровь. А каждый третий признался, что боится этого. Чтобы изменить ситуацию, телеканал ITV2, ориентированный на молодежную аудиторию, показал к Хеллоуину спецвыпуск о донорстве крови, в котором снялись участники популярного реалити-шоу «Love Island» («Остров любви»). В нем они, переодетые в зомби, вервольфа, вампира, изображают «Отряд крови», рассказывают о донорстве крови и разоблачают распространенные мифы. Например о том, что татуировка является отводом к донорству (в Британии только временным, на четыре месяца после нанесения).
Как видно, для продвижения донорства повод – больше условность. Важнее – богатое воображение, чтобы привлечь внимание к акции, и стремление помогать.