![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/07/pgrants_logo.png)
Алексей Крижевский
Кино у нас в крови
Кровь5 представляет ко Дню кино фильмы о донорстве костного мозга
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/1100_01-8.jpg)
Курьеры-волонтеры, перевозящие костный мозг из одной страны в другую. Люди по обе стороны границы, которые готовы пережить не самые приятные процедуры ради спасения незнакомца. Больницы и отделения трансплантации, где врачи творят чудеса, вытаскивая людей с онкогематологическими диагнозами с того света, благодарность и верность или, наоборот, неблагодарность и неверность — в общем, жизненный опыт в концентрированном его выражении. Весь этот кладезь сюжетов для художественного кино, который содержит в себе тема донорства костного мозга, режиссеров игрового кинематографа отчего-то совершенно не интересует. Зато привлекает документалистов, и это всем только на руку: вместо того чтобы смотреть чьи-то сочинения на заданную тему, мы имеем возможность увидеть настоящих людей — врачей, пациентов, доноров, волонтеров — в реальных, нарочно не придумаешь, обстоятельствах. Ко Дню кино, который отмечается 27 августа, Кровь5 представляет четыре документальные картины о пересадке кроветворных клеток костного мозга, которые рассказывают об этом с самых разных сторон.
«День ноль». Режиссер Дмитрий Кубасов. 2017
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/den-nol.jpg)
Выражение, вынесенное в название фильма, означает дату, когда пациенту с онкогематологическим заболеванием переливают стволовые клетки донора. Камера Дмитрия Кубасова подглядывает за очаровательным младенцем Славой, вместе мамой Снежаной приехавшим на лечение в питерский НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой, а также за его донором. Им стала Светлана — врач-ветеринар, вступившая в регистр доноров костного мозга: она оказалась генетическим близнецом Славы. Обе стороны готовятся к главному для них событию, а съемочная группа молчаливо подглядывает за ними из-за спины. Детали говорят красноречивее любых слов: жизнь Славы проходит в бежевых стенах отделения трансплантологии, Светлана же беседует с врачами в светящихся белым светом коридорах. У Снежаны в ее красивое лицо въелись печаль и усталость, очаровательная Светлана же светится от важности предстоящей ей миссии.
А в коридорах и комнатах Горбачевки идет жизнь, правда с поправкой на диагнозы здешних пациентов: вот врачи собираются на вечернюю йогу, а вот дети занимаются в танцклассе — в масках, используя стойку с капельницей как партнера.
Эта документальная картина обладает всеми лучшими достоинствами художественной — начав ее смотреть, вы ни разу не нажмете на перемотку и не сможете оторваться, в буквальном смысле боясь пропустить, что будет дальше. А будет все по законам драматургии: герои, в лучшем смысле слова простые люди, будут меняться и развиваться, проходя сквозь строй совсем не простых обстоятельств. Их дороги сойдутся в одной точке «дня ноль», а по пути метаморфозы персонажей камера будет показывать через неброские, но характерные перемены в выражениях их лиц. На лице мамы Снежаны усталость накануне пересадки дополнится ноткой сосредоточенности, улыбчивый реципиент Славочка тоже немного посерьезнеет, а у Светланы после донации появится в глазах некая спокойная опустошенность. Финал у истории открытый — ведь никаких гарантий положительного исхода пересадки костного мозга нет и быть не может.
«Белая кровь». Режиссер Михаил Генин. 2019
Шесть человек с разными диагнозами, которые объединяет общий профиль — онкологические заболевания, которые раньше объединялись одним словом — «белокровие». И общая судьба — каждому из них помогла трансплантация костного мозга.
Молодая девушка, музыкант, художник-мультипликатор, тату-мастер, сотрудница крупной корпорации, домохозяйка — все они разными путями оказались на больничной койке, нашли своих доноров и выжили.
Всех героев можно считать счастливчиками, но вот только фильм ясно — но при этом без пафоса и надрыва — дает понять, какими страданиями, перипетиями, приключениями, подвигами человеческой верности дается такой статус.
Фильм активиста Михаила Генина сделан в жанре «теледок» — в отличие от того же «Дня ноль», где экран целиком находится во власти развивающегося на глазах действия, «Белая кровь» почти полностью состоит из интервью — с рассказами героев и разговорами с ними ведущего, журналиста Валерия Панюшкина.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/540.jpg)
За исключением разве что комментариев от врачей, лечивших героев или выступающих в качестве экспертов, — именно это превращает фильм в своего рода базу знаний о донорстве костного мозга, изложенных в самой доступной форме и подкрепленных опытом реальных людей, живых и выживших после пересадки.
При этом повествовательно часовая картина разделена на несколько глав, с которыми мы проходим путь от момента, когда действующие лица узнают свои диагнозы, до той минуты, когда им сообщают о том, что трансплантация дала положительный результат.
Одна из частей полностью посвящена тем героям в собственном смысле слова, кто помогал шести главным персонажам выстоять и выдержать, — мужьям, вынесшим на себе груз болезни любимого человека, друзьям и одноклассникам, сумевшим собрать деньги своему товарищу, братьям и сестрам, ставшим донорами костного мозга. А также симпатичной молодой немке, отдавшей свои кроветворные клетки для того, чтобы в далекой и большой стране юная девушка из Нижнего Новгорода смогла полностью излечиться от смертельного недуга.
Премьера картины состоится 19 сентября, во Всемирный день доноров костного мозга.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/belaya_krov_1.jpg)
«Лист ожидания». Режиссер Наталья Маханько. 2019
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/540_03.jpg)
Похожий на байкера молодой человек и его целеустремленная супруга, заканчивающая за него предложения. Красавица-брюнетка с подушкой на коленях. Задумчивый верующий юноша в очках. Круглолицый бородатый хипстер-интеллектуал. Полноватая девушка в майке-безрукавке, с простым хвостиком вместо прически и без косметики.
Попробуйте угадать, кто из них стал донором костного мозга, а кто нуждался в пересадке, получил спасительные кроветворные клетки и выжил.
Впрочем, режиссер Наталья Маханько в угадайку не играет — она последовательно беседует сначала с донорами, затем с реципиентами, затем с немного чопорными, но явно увлеченными своим делом врачами-трансплантологами. Точнее, это они беседуют не с ней, а с нами — если в «Белой крови» вопросы задает проводник-рассказчик, то в «Листе ожидания» повествование ведут сами доноры и реципиенты. А мы вместе с режиссером путешествуем от одной точки биографии каждого из них к другой — к заранее объявленному хеппи-энду, делая остановки по пути в самых важных местах.
И в этих рассказах проявляются удивительные вещи.
Например, что стоит человеку тяжело заболеть лейкозом, как его бросают друзья и даже любимые мужчины — но на место ставших далекими близких со временем приходят другие и тоже становятся родными.
Что в стерильном боксе, где приходится находиться после пересадки костного мозга, так скучно, что начинаешь разговаривать с трансфузионным аппаратом и даже даешь ему имя — Гоша, а во время самой донации разговариваешь с тем самым пакетиком, из которого через катетер в вену проникает жизнь и отступает смерть.
Что, став донором костного мозга, можно быть «суперменом на диване», как говорит заразительно смеющийся молодой донор. И что реципиент может быть настолько благодарен спасшему жизнь донору, что тот даже испытает легкое недоумение. И что не хотеть встречаться с тем, кому спас жизнь, — нормально: сделал хорошее дело, и ладно. И почему-то оказывается, что такая тоскливая вещь, как онкогематологическое заболевание, вдруг становится источником любопытных парадоксов и маленьких, местами забавных приключений, дающих пациентам с таким диагнозом большую надежду.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/list_ozhidaniya_1.jpg)
«Будь моим братом». Режиссер Ольга Маурина. 2015
Значительное количество доноров костного мозга для российских пациентов в буквальном смысле находятся в Германии — эта страна обладает самым большим регистром в Европе. Именно там — а точнее, в самом обширном немецком регистре Стефана Морша — нашлись добрые люди, пожертвовавшие костный мозг для двух пациентов с лейкозом в нашей стране: отца семейства Дениса и молоденькой россиянки украинского происхождения Оксаны.
Ольга Маурина по кирпичику строит мост между двумя странами — и четырьмя судьбами — с обеих сторон: ее камера навещает пациентов и будущих доноров у них дома и в больничной палате, ходит с ними по городу, заглядывает на консилиумы к врачам и в офис регистра, подсматривает за донорскими акциями по типированию в городах Германии, разговаривает с российскими и немецкими медиками, рассказывает и показывает, как работают волонтеры регистров других стран, перевозящие костный мозг из Германии по всей Европе.
Медленный, размеренный темп повествования помогает и пожить полной, надо сказать, больших испытаний жизнью двух пациентов, и погостить в домах их генетических близнецов — спокойных и сосредоточенных людей, которые как-то очень четко знают, что и зачем они делают.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/540_02.jpg)
Да, лежать много часов под специальным аппаратом скучно и неудобно, и этого никто не скрывает. А после донации из подвздошной кости место прокола может болеть. Но доноры к этому готовы, а реципиенты благодарны.
«Братом» своего генетического близнеца, согласившегося стать донором, первым называет Денис. А молоденькая Оксана рисует своего заграничного донора в виде плода, который висит на раскидистом дереве, сочится и делится своим здоровьем. А немцы заочно отвечают своим реципиентам из-за границы рассуждениями о своих страхах перед медицинскими процедурами и мотивации. К счастью, ни те ни другие не говорят ни слова о том, почему россияне из всех иностранцев часто совпадают с немцами. Существует гипотеза, что одной из причин является следствие преступлений против половой неприкосновенности россиянок в начале Второй мировой войны — и немок, в завершающий ее период. Не говорят и, кажется, даже не думают об этом. Они заняты восстановлением связей, починкой мира — или даже сотворением нового, в котором люди не убивают друг друга из огнестрельного оружия, а спасают и лечат, пожертвовав малой частью своего тела.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2020/08/bud_moim_bratom_1.jpg)
27 августа Кровь5 покажет картины «Лист ожидания» Натальи Маханько (в 20:00) и «Будь моим братом» Ольги Мауриной (в 22:00) на своем канале в Youtube.