Съедобная и красивая – как делают кровь для кино – Кровь5

Текст: Егор Парфенов
Фото: Анна Иванцова

Съедобная и красивая – как делают кровь для кино

Кровь5 выяснила, что общего у крови с вареньем, как сделать ужасающего вида порез и сколько стоит кровавая ванна

Сразу отвечаем на главный вопрос: реальную кровь для съемок боевика или хоррора ни один режиссер не возьмет. Во-первых, она плохо отстирывается с костюмов и реквизита. Во-вторых, смотрится в кадре значительно хуже искусственной. Наконец, она быстро высыхает и теряет товарный вид. Поэтому «пускают» кровь в кадре гримеры с собственными рецептами и материалами. Об этом безобидном ремесле нам рассказала Дарья Никитина. Она отучилась на гримера в школе-студии. И в основном работает со студентами кинематографических вузов.

– Перед съемками режиссер дает мне определенное техническое задание по нужной крови, дальше я сама разрабатываю ее общую модель. Консультируюсь со своими знакомыми разных профессий. Для обычной крови прошу советы у медиков-терапевтов и подруги, которая работает в скорой помощи. Варю первые образцы и присылаю ей – спрашиваю, насколько попала, – рассказывает Дарья.

Для достоверной имитации увечий друзья-медики часто присылают ей фотографии из практики: реальные ожоги, синяки и порезы. Девушка признается, что теперь засматривается даже на собственные раны.

Единственно верного рецепта крови нет, однако за годы практики гримеры вывели стандартный пул ее ингредиентов.

Главные из них – сахарный сироп и пищевой краситель. Это, можно сказать, давняя традиция: в эпоху черно-белого кино на съемках использовали шоколадный сироп. Он недорого стоил, хорошо подходил по густоте, а о реальном цвете жидкости зритель мог лишь догадываться.

В наши же дни требования к крови изменились не так сильно. Важны три фактора: цвет, консистенция и как жидкость ведет себя на поверхности, на которую ее наносят. Если возвращаться к самодельным вариантам, то для густоты гримеры могут добавить муку или крахмал. Если кровь нужно затемнить, берут какао или растворимый кофе.

В наши же дни требования к крови изменились не так сильно. Важны три фактора: цвет, консистенция и как жидкость ведет себя на поверхности, на которую ее наносят. Если возвращаться к самодельным вариантам, то для густоты гримеры могут добавить муку или крахмал. Если кровь нужно затемнить, берут какао или растворимый кофе.

Для правильного цвета в кадре гример часто обращается к колористам и операторам съемочной команды – иногда приходится заранее делать тесты готовой крови на камеру под разным освещением.

– Сейчас я понимаю, что мне очень не хватает знаний по химии, чтобы разбираться в пигментации и цвете разных материалов. Поэтому консультацией с врачами я не могу ограничиться. Приходится спрашивать людей не самых очевидных профессий: химиков и даже поваров. Все-таки кровь я готовлю из кондитерских материалов, – подытоживает Дарья.

Но для цвета у гримеров есть привычные стандарты готовки. Более тонким аспектом остается то, как кровь должна растекаться и держаться на определенных поверхностях. Иногда ее оставляют на теле, иногда – на стекле или керамике, иногда на других материалах. Для каждого из них нужен разный состав. Например, густота очень важна для крови, которую наносят на нос или глаза.

Факторов много, а значит, от упомянутого ранее стандартного рецепта гримеру придется отходить. Так что в кино кровь делится не на артериальную, венозную и капиллярную, как в реальной жизни. Здесь ее видов бесконечное множество.

По словам Дарьи, если кто-то и находит новую фишку, которой можно улучшить состав крови на проект, то ее держат в секрете от коллег.

Если самодельная кровь не подходит режиссеру, приходится обращаться к крупным производителям грима. Компании продают как «универсальную» кровь, так и специфичные ее виды. Так, одна покупная кровь может высыхать, а другая вообще не меняет свое состояние даже при сильной жаре (что очень полезно, если на съемках много осветительной техники). За покупными вариантами гримеры обращаются, если в кадре нужно показать порез. Для такой задачи есть специальные порошки или гель. Гример наносит материал на тело актера, после по нему проводят ножом, смазанным водой или глицерином. В кадре появляется красивая царапина. Но можно изготовить такой гель и самостоятельно.

Накануне нашей беседы Дарья как раз собиралась делать кровь для одного учебного фильма. В качестве тренировки она согласилась сварить образец и для нас. Для этого ей понадобилась кастрюля, плита, сироп и красный краситель. Сам процесс напоминает готовку варенья: сироп Дарья смешивает с красителем и постепенно помешивает на медленном огне. Через десять минут она порциями добавляет муку для густоты. Когда кровь готова, Дарья решает сделать полноценную «рану» и разогревает в микроволновке так называемый протезный желатин. Это смесь желатина, сорбита и глицерина, которым можно заменить привычный для гримеров латекс или силикон, – для актеров они становятся новым, искусственным слоем кожи. Будущая форма для пореза готова. Прилепив подостывший желатин к руке, девушка наливает под него саму кровь. Можно резать.

Кровь на тело обычно наносят шпательной кисточкой. А если нужно показать сыпь или следы от кровяных брызг, гримеры могут использовать простую железную губку.

Сама Дарья признается, что ее образец еще далек от идеала. Через пару минут становится видно несовершенство самодельной крови – на поверхности появляется тонкая пленка. Она может быть очень заметна на стеклах и зеркалах, поэтому в таких случаях предпочтение отдают покупной крови – та лучше блестит и сохраняет текстуру.

Для учебного фильма Дарью попросили сварить пять литров крови – хватит на одного убитого. Как раз из-за такого объема пришлось готовить бутафорский материал самому – бюджет у съемочной команды небольшой, а заказывать кровь у крупных производителей дорого.

Если деньги для режиссера не проблема, то в России есть несколько компаний, которые доставляют гримерный материал. Одна из них – «АРТЭ Грим», дистрибьютор немецкой грим-фирмы Kryolan. Производства в России, как и у многих других компаний, у них нет – только склад в Москве. Саму кровь фирма везет из цехов, которые расположены в Германии.

– Так как мы работаем в России 20 лет, а рынок гримерской крови уже давно сформировался, мы знаем примерный объем крови, которые потребляют заказчики, – заявляет руководитель отдела маркетинга и рекламы Елена Захарова. – Больше всего заказов нам поступают в октябре, к Хеллоуину. Тогда речь идет о десятках литров, а заказы поступают от всех: от физических лиц до крупных проектов в кино. В остальное время все зависит от того, снимают ли какой-нибудь фильм или шоу, где нужно кровопролитие. Разве что летом массовых съемок почти нет, и спрос на кровь падает.

Конкретную цену производственной крови на один проект назвать нельзя – все зависит от разновидности, которую требует заказчик и от размера заказа. Но для примера самая большая емкость – пятилитровый пакет универсальной крови – обойдется в 19 тысяч рублей. Скажем, если заказчик хочет залить кровью целую ванну, ему понадобятся четыре таких пакета – 76 тысяч рублей, сумма немалая.


Стать донором Помочь донорам
Читайте также