Секреты настройки нашего доброго и недоброго «я» – Кровь5

Любовь Царева

Секреты настройки нашего доброго и недоброго «я»

Иллюстрация: Куррье и Айвз. Вкусный кофе

Приятные запахи, чашка горячего кофе в руках и другие незаметные мелочи, оказывается, влияют на наше чувство эмпатии — мы начинаем серию публикаций о том, как внешние факторы сказываются на готовности помогать другим. Первая история — о теплых чашках и злых голодных судьях.

Недавно, выбирая очередной новогодний подарок, наткнулась на футболку с надписью: «Прости за то, что я сказал, когда был голоден», на картинке изображен грустный толстый мишка. Слова на футболке полностью подтверждаются экспериментами. Научное сообщество относительно недавно подвело доказательную базу под здание, которое уже очень давно возводится народной мудростью: на добрый или недобрый настрой человека влияет множество внешних факторов. Вспомните почтальона Печкина из Простоквашино. Он честно признался, что был вредный, потому что без велосипеда, а с велосипедом представителям его профессии обеспечено хорошее настроение, так что хочется помогать ближним.

Вроде бы очевидно: только святой с готовностью подарит назойливому пьянице 100 рублей на бургер, после того как этому потенциальному благотворителю минуту назад отдавили ноги в набитом транспорте, а еще раньше по телефону его обругал начальник. То ли дело влюбленный юноша с эсэмэской «Я тебя тоже» в айфоне — последнюю рубашку отдаст первому встречному.

Но, как выяснили ученые, иногда на наш градус доброты влияют и куда менее очевидные вещи, чем просто ряд хороших или плохих событий.

Лучше быть сытым, чем голодным

Начнем с самого простого. Голодные волки, львы, мужчины и женщины злее, чем сытые. Эта народная мудрость вполне заслужила, чтобы ее выжгли каленым железом на чьей-то футболке, как мы упомянули в самом начале. Но мало кто задумывался, что для представителей некоторых профессий этот фактор имеет жизненно важное значение.

Ученые выяснили, что голодные судьи гораздо реже выносят оправдательные приговоры, чем сытые!

Джонатан Левав из Колумбийского университета и Шай Данцигер из Университета Бен-Гуриона проанализировали 1112 приговоров, вынесенных восемью израильскими судьями, и выяснили, что утром число вердиктов в пользу условно досрочного освобождения находилось на уровне 65%. Ближе к началу перерыва на обед или перекус оно падало практически до нуля, а после еды снова подскакивало до 65%. Все судьи были со стажем около 25 лет.

Благодаря этому исследованию даже появился термин «эффект голодного судьи».

Горячий чай — горячее сердце

Всемирно известный психолог и профессор психологического факультета Тель-Авивского университета Тальма Лобель опубликовала целую книгу «Теплая чашка в холодный день. Как физические ощущения влияют на наши решения» с примерами различных исследований, результаты которых наглядно иллюстрируют, как неожиданные факторы влияют на наше восприятие реальности.

Предлагаю начать с самой горячей темы — исследований с теплой чашкой. «Теплая чашка» — это словосочетание само по себе ласкает слух, особенно если вы пришли с мороза, и чашечка горячего шоколада, как оказалось, может согреть не только руки, но и сердце.

Исследователи Йельского университета Лоренс Уильямс и Джон Барг первыми дали в руки подопытных студентов что-то теплое.

Эксперимент состоял вот в чем: каждый студент из группы выходил в коридор, где его встречала ассистентка со стопкой книг в руках и чашкой кофе. В лифте она делала вид, что должна записать имя испытуемого, и просила подержать кофе.

В этой чашке-то и была зарыта собака: половина получала горячий кофе, а половине доставался кофе со льдом! НЕ пить, просто подержать!

После этого подопытного отправляли в лабораторию и давали почитать всем одинаковый текст про некоего человека — А. Так вот, те, кто держал пару секунд назад в лифте теплую кружку находили А. куда более симпатичным, чем те, кто держал кофе со льдом.

Похожий эксперимент через год, в 2009-м, повторили голландские ученые со сходным результатом. Те, кому вручили теплое питье, отзывались о знакомых «теплее», чем те, кому дали подержать что-то холодное.

А теперь перейдем к интересующей нас теме — непосредственно помощи ближнему.

Уже знакомые нам Уильямс и Барг решили продолжить серию температурных экспериментов и предложили испытуемым поучаствовать в маркетинговом исследовании. Участников разделили на две группы и попросили оценить электрогрелку. Первым давали включенный аппарат, вторым — выключенный.

Чтобы сбить с толку эти группы, ученые задавали им всякие никого не интересующие вопросы: порекомендовали ли бы грелку друзьям и так далее. И только усыпив бдительность, устраивали им настоящий тест на щедрость: предлагали в награду за участие на выбор что-то вкусное и приятное для себя или подарочный сертификат для друга.

В итоге 75% тех, кто трогал холодную грелку, выбрали награду себе, а 54% из тех, кому досталась теплая грелка, захотели сделать подарок другу.

Все эти исследования с грелками и чашками так понравились научному сообществу, что повторялись неоднократно с одинаковым результатом: даже короткий контакт с чем-то теплым делает большинство людей чуточку добрее.


Стать донором Помочь донорам
Читайте также