Сыграть в ЗОЖ – Кровь5

Наталия Нехлебова

Сыграть в ЗОЖ

Музей здоровья в Санкт-Петербурге  — на самом деле не музей. Это веселое пространство для детей в старинном доме, где нужно дурачиться, чтобы узнать, как устроено наше тело и зачем нужен здоровый образ жизни. А недавно в партнерстве с Кровь5 музей разработал онлайн-урок для школьников — о донорстве крови и костного мозга.

Здесь можно все. Сидеть или лежать на полу (он, кстати, с подогревом), рисовать на стене с магнитным покрытием, надеть костюм толстяка и попытаться в нем завязать шнурки.

— Так чувствуешь лишний вес на себе, — объясняет директор музея Анастасия Таничева (она также исполнительный директор Российского кардиологического общества — РКО). — У детей это хит! В костюме еще есть кармашки, куда можно положить грузики — и ощутить разные степени ожирения.

Еще можно надеть «пьяные очки» и попробовать попасть мячиком в корзину. Неприятно, будучи трезвым, осознавать, как пьяный теряет контроль над телом и связь с реальностью. В музее, однако, никаких нравоучений. Только «почувствуйте на себе»!

Интересуетесь курением? Вот легкие курильщика. Настоящие. Они заполнены специальным составом и превращены в экспонат. Когда-то они были частью человека: изначально нежно-розовые, похожие на крылья, у курившего владельца они стали черные, уродливые, выжженные. Хотите подержать?

Нескучная наука

Музей здоровья создан совместно РКО и Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова, который специализируется на кардиологии. Все обучающие программы разрабатывались вместе медиками, педагогами, психологами.

Эта история началась в 2011 году, когда замдиректора Центра Алмазова Александра Конради предложила создать музей сердца, где рассказывали бы детям, как оно устроено и что нужно, чтобы сохранить его здоровым. В одной из школ Санкт-Петербурга такой музей и был открыт. Но приходить подурачиться в музей, расположенный в общеобразовательной школе, не могли все желающие.

Усилиями директора центра и президента РКО Евгения Шляхто в 2018-м музей получил от города помещение — в здании бывшего доходного дома XIX века на улице Моховой. 7 ноября 2019 года Музей здоровья открылся для посещения. На первых порах в него приходили в основном группы школьников, от 10 до 35 человек. Ребят разбивали на команды — и начиналась игра.

На магнитной доске — четыре человеческие фигуры в новогодних шапочках. Здесь их зовут Константинами. Каждой команде школьников выдается набор органов, их нужно расположить на теле Константина в правильном порядке.

— Очень много вопросов вызывает желудок, — со смехом замечает директор музея Анастасия Таничева. — Не понимают, где он должен быть. Иногда его прикрепляют на голову вместо шапочки.

Ведут обучающие программы молодые доктора и старшекурсники медицинских вузов. Человеческий организм, медицина, здоровый образ жизни… Дети, да и взрослые, не любители нудных лекций. Что интересного можно рассказать, например, о сердце? Желудочки, клапаны… Тоска!

А выясняется, что сердце синего кита делает 10 ударов в минуту, сердце человека — 70, а сердце землеройки — 600. А чтобы высосать всю кровь из взрослого человека, понадобится 1 млн 120 тысяч комаров. Кто после такого вступления не захочет послушать сердцебиение деревянной палочкой, как делали доктора в XIX веке? Современным фонендоскопом тоже можно.

Детей учат измерять пульс, объясняют, почему он меняется, когда человек радуется, боится, занимается спортом. Домой выдается специальная таблица, куда можно заносить данные о пульсе. Дети могут измерить пульс папы, лежащего на диване — и после того, как он сделал пять приседаний, хорошо хотя бы три. В общем, и взрослым придется заинтересоваться здоровьем.

— Мы не музей, где надевают тапочки и шаркают ими по паркету к экспонатам за стеклом, — говорит Анастасия. — У нас не может быть ситуаций, при которых мы скажем: «Это нельзя трогать, сюда нельзя ходить». Наоборот: это нужно потрогать, это — примерить, тут — порисовать. Сюда приходят учиться развлекаясь, чтобы это было весело и легко. Когда ты чувствуешь на себе, каково это, например, иметь лишний вес, — это твое переживание, которое останется с тобой. И это производит впечатление сильнее, чем когда учитель назидательно рассказывает о правильном питании или вреде курения.

Старшеклассников особенно впечатляет злоупотребляющая алкоголем и курением Венера кисти Боттичелли. На одной репродукции она прекрасна, как в оригинале, на другой — все следы зависимостей на лице: тусклые волосы, болезненная бледность, красные глаза и, самое неприятное, покрасневший нос.

Для большей наглядности с собой каждому юному посетителю дают чашку Петри с семенами гороха. В одной из двух секций он смешан с табаком. Дома его можно прорастить и лично убедиться, как пагубно никотин влияет на живые организмы.

Учит доктор

До пандемии в музее успели провести первую выставку, которая была приурочена ко Всемирному дню сна.

— Мы записали колыбельные разных народов России, можно было их послушать, — рассказывает Анастасия. — Можно было примерить очки для пробуждения или для засыпания.

В марте Музей здоровья, как и все музеи города, для школьных групп закрыли. Однако здесь заработала программа «Мама, я доктор». В ней занимаются маленькими группами, по шесть-восемь человек, садятся в большом зале на расстоянии полутора метра друг от друга. Каждую группу ведет молодой доктор. Каждое занятие — эксперимент, игра.

Уверены, что умеете мыть руки? Дети натирают свои руки особой бесцветной краской. Потом моют их, как считают нужным. Затем в темноте специальными лампами светят на ладошки — и сразу видно, кто как следует тер между пальцами, а кто не особенно усердно. То же самое с чисткой зубов. Нужно после нее пожевать специальную красящую таблетку — и станет понятно, кто старался ради своих зубов, а кто нет.

Детей учат правильно чихать и кашлять, что не только весело, но и очень актуально сейчас. Объясняют, что чихать надо в локоть.

Всего в курсе 16 уроков: что делать, если укусила пчела, змея, собака, что такое ожоги, как работают важные органы. Дети собирают оригами в виде сердца, соревнуются, кто сделает самый долгий выдох, наблюдают за тем, во что кола превращает скорлупу яйца, как быстро хлеб покрывается плесенью, если его потрогать чистыми руками и если грязными. Научат обрабатывать раны, накладывать повязки. Детям разъясняют, как помочь самим себе. Например, как правильно звать на помощь.

Музей подготовил также пять онлайн-курсов. «Тело. Пол. Отношения» — о половом воспитании — разработан вместе с сексологом и детским психологом из Медицинского университета имени И. И. Мечникова. Курс объясняет детям от семи лет, зачем нужна гигиена, и касается темы безопасного секса — для подростков.

Есть еще онлайн-занятия про вирусы и бактерии, витамины и минералы, правильное питание (его автор — врач-эндокринолог). И большой рассказ с наглядными экспериментами «Эволюция систем» — о том, как развивались наша нервная система, сердце, позвоночник, как возникло прямохождение, — этот курс придуман под руководством палеонтолога.

— Мы тщательно выбираем врачей и специалистов, которые будут говорить с детьми, — подчеркивает Анастасия. — Они должны не только быть профессионалами в своей области, но и уметь увлекательно рассказывать.

Для взрослых есть курс первой помощи детям, который создан вместе с неонатологами. А также рубрика «Говорит врач» на страницах музея в соцсетях, где популярно объясняется, почему болит голова, как правильно засыпать. Врачи рассказывают об уровне стресса у современных детей и о проблемах с осанкой из-за дистанционного обучения. Весь кладезь информации — с практическим уклоном: как помочь, что с этим делать.

Не просто весело

На занятия «Мама, я доктор» ходит восьмилетний мальчик с игрушечным медицинским чемоданчиком. Это его любимая игрушка. Он мечтает стать доктором. Если сохранит страсть к медицине до 9-го класса, сможет пойти учиться в Центр Алмазова, где есть курс для старшеклассников.

— Наша задача не только обучение, профилактика заболеваний, формирование паттернов здорового образа жизни, — объясняет Анастасия Таничева. — Есть задача в общем подогреть интерес к химико-биологически-медицинской направленности. Мы — подготовительное звено: помогаем направить любознательных детей к дальнейшему обучению.

Музей здоровья юных посетителей удивляет: «поразительно, я этого не знал», «оказывается, знания можно применить сразу же», «да это просто весело!». Такая реакция объяснима: уроки биологии и окружающего мира в школах до сих пор зачастую подаются как скучная дисциплина. А тут понимаешь, что все это может быть увлекательно. Ведь есть возможность применять полученные знания на себе, здесь и сейчас.

— В музее нет назидательности, — добавляет его директор. — Нет манипуляции через страх, когда, например, ранним сексом или наркотиками подростков стараются запугать.

Когда просто информируют и дают пространство, чтобы человек эту информацию принял и сам сделал выводы, — это, по словам Анастасии, работает в разы лучше запугивания.

При правильном подходе можно рассказать детям и о такой сложной теме, как донорство. Недаром ведь во многих странах, в Японии например, представители регистров доноров костного мозга проводят уроки для школьников. Так что этой осенью Музей здоровья тоже разработал такой урок. В этом музейщикам помог медицинский отдел Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Правда, в школы во время пандемии просто так не придешь.

Зато в конце осени Музей здоровья и регистр организовали первый в своем роде онлайн-урок о донорстве крови и костного мозга.

К нему по зуму подключились ученики 5–8-х классов из одиннадцати школ Мурманской области, где проводился фестиваль «Дни заполярного донора». Из чего состоит кровь и в каких случаях переливание может спасти жизнь, ребятам рассказывала Елизавета Ким, трансфузиолог станции переливания крови Центра Алмазова. Вместе с почетным донором крови России Екатериной Уваровой она показала в прямом эфире, как правильно сдать кровь.

Следом врач Роман Поликарпов, исполнительный директор Южного регистра доноров костного мозга, на доступном языке объяснял школьникам, как работает наша фабрика крови – костный мозг, что такое трансплантация и зачем нужен регистр доноров костного мозга.

Сейчас Музей здоровья готовит сервис именно для учителей, который поможет сделать школьные уроки интерактивнее и увлекательнее, чтобы пробудить в детях желание познавать.

– В глобальном плане мы хотим привнести в Россию все, что предлагает мировая практика для того, чтобы обучение было захватывающим и простым, – поясняет Анастасия Таничева. – На самом деле что может быть интереснее, чем узнавать новое!

Фото: пресс-служба Музея здоровья

Стать донором Помочь донорам
Читайте также