Сыграть в ЗОЖ – Кровь5

Наталия Нехлебова

Сыграть в ЗОЖ

Музей здоровья в Санкт-Петербурге  — на самом деле не музей. Это веселое пространство для детей в старинном доме, где нужно дурачиться, чтобы узнать, как устроено наше тело и зачем нужен здоровый образ жизни. А недавно в партнерстве с Кровь5 музей разработал онлайн-урок для школьников — о донорстве крови и костного мозга.

Здесь можно все. Сидеть или лежать на полу (он, кстати, с подогревом), рисовать на стене с магнитным покрытием, надеть костюм толстяка и попытаться в нем завязать шнурки.

— Так чувствуешь лишний вес на себе, — объясняет директор музея Анастасия Таничева (она также исполнительный директор Российского кардиологического общества — РКО). — У детей это хит! В костюме еще есть кармашки, куда можно положить грузики — и ощутить разные степени ожирения.

Еще можно надеть «пьяные очки» и попробовать попасть мячиком в корзину. Неприятно, будучи трезвым, осознавать, как пьяный теряет контроль над телом и связь с реальностью. В музее, однако, никаких нравоучений. Только «почувствуйте на себе»!

Интересуетесь курением? Вот легкие курильщика. Настоящие. Они заполнены специальным составом и превращены в экспонат. Когда-то они были частью человека: изначально нежно-розовые, похожие на крылья, у курившего владельца они стали черные, уродливые, выжженные. Хотите подержать?

Нескучная наука

Музей здоровья создан совместно РКО и Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова, который специализируется на кардиологии. Все обучающие программы разрабатывались вместе медиками, педагогами, психологами.

Эта история началась в 2011 году, когда замдиректора Центра Алмазова Александра Конради предложила создать музей сердца, где рассказывали бы детям, как оно устроено и что нужно, чтобы сохранить его здоровым. В одной из школ Санкт-Петербурга такой музей и был открыт. Но приходить подурачиться в музей, расположенный в общеобразовательной школе, не могли все желающие.

Усилиями директора центра и президента РКО Евгения Шляхто в 2018-м музей получил от города помещение — в здании бывшего доходного дома XIX века на улице Моховой. 7 ноября 2019 года Музей здоровья открылся для посещения. На первых порах в него приходили в основном группы школьников, от 10 до 35 человек. Ребят разбивали на команды — и начиналась игра.

На магнитной доске — четыре человеческие фигуры в новогодних шапочках. Здесь их зовут Константинами. Каждой команде школьников выдается набор органов, их нужно расположить на теле Константина в правильном порядке.

— Очень много вопросов вызывает желудок, — со смехом замечает директор музея Анастасия Таничева. — Не понимают, где он должен быть. Иногда его прикрепляют на голову вместо шапочки.

Ведут обучающие программы молодые доктора и старшекурсники медицинских вузов. Человеческий организм, медицина, здоровый образ жизни… Дети, да и взрослые, не любители нудных лекций. Что интересного можно рассказать, например, о сердце? Желудочки, клапаны… Тоска!

А выясняется, что сердце синего кита делает 10 ударов в минуту, сердце человека — 70, а сердце землеройки — 600. А чтобы высосать всю кровь из взрослого человека, понадобится 1 млн 120 тысяч комаров. Кто после такого вступления не захочет послушать сердцебиение деревянной палочкой, как делали доктора в XIX веке? Современным фонендоскопом тоже можно.

Детей учат измерять пульс, объясняют, почему он меняется, когда человек радуется, боится, занимается спортом. Домой выдается специальная таблица, куда можно заносить данные о пульсе. Дети могут измерить пульс папы, лежащего на диване — и после того, как он сделал пять приседаний, хорошо хотя бы три. В общем, и взрослым придется заинтересоваться здоровьем.

— Мы не музей, где надевают тапочки и шаркают ими по паркету к экспонатам за стеклом, — говорит Анастасия. — У нас не может быть ситуаций, при которых мы скажем: «Это нельзя трогать, сюда нельзя ходить». Наоборот: это нужно потрогать, это — примерить, тут — порисовать. Сюда приходят учиться развлекаясь, чтобы это было весело и легко. Когда ты чувствуешь на себе, каково это, например, иметь лишний вес, — это твое переживание, которое останется с тобой. И это производит впечатление сильнее, чем когда учитель назидательно рассказывает о правильном питании или вреде курения.

Старшеклассников особенно впечатляет злоупотребляющая алкоголем и курением Венера кисти Боттичелли. На одной репродукции она прекрасна, как в оригинале, на другой — все следы зависимостей на лице: тусклые волосы, болезненная бледность, красные глаза и, самое неприятное, покрасневший нос.

Для большей наглядности с собой каждому юному посетителю дают чашку Петри с семенами гороха. В одной из двух секций он смешан с табаком. Дома его можно прорастить и лично убедиться, как пагубно никотин влияет на живые организмы.

Учит доктор

До пандемии в музее успели провести первую выставку, которая была приурочена ко Всемирному дню сна.

— Мы записали колыбельные разных народов России, можно было их послушать, — рассказывает Анастасия. — Можно было примерить очки для пробуждения или для засыпания.

В марте Музей здоровья, как и все музеи города, для школьных групп закрыли. Однако здесь заработала программа «Мама, я доктор». В ней занимаются маленькими группами, по шесть-восемь человек, садятся в большом зале на расстоянии полутора метра друг от друга. Каждую группу ведет молодой доктор. Каждое занятие — эксперимент, игра.

Уверены, что умеете мыть руки? Дети натирают свои руки особой бесцветной краской. Потом моют их, как считают нужным. Затем в темноте специальными лампами светят на ладошки — и сразу видно, кто как следует тер между пальцами, а кто не особенно усердно. То же самое с чисткой зубов. Нужно после нее пожевать специальную красящую таблетку — и станет понятно, кто старался ради своих зубов, а кто нет.

Детей учат правильно чихать и кашлять, что не только весело, но и очень актуально сейчас. Объясняют, что чихать надо в локоть.

Всего в курсе 16 уроков: что делать, если укусила пчела, змея, собака, что такое ожоги, как работают важные органы. Дети собирают оригами в виде сердца, соревнуются, кто сделает самый долгий выдох, наблюдают за тем, во что кола превращает скорлупу яйца, как быстро хлеб покрывается плесенью, если его потрогать чистыми руками и если грязными. Научат обрабатывать раны, накладывать повязки. Детям разъясняют, как помочь самим себе. Например, как правильно звать на помощь.

Музей подготовил также пять онлайн-курсов. «Тело. Пол. Отношения» — о половом воспитании — разработан вместе с сексологом и детским психологом из Медицинского университета имени И. И. Мечникова. Курс объясняет детям от семи лет, зачем нужна гигиена, и касается темы безопасного секса — для подростков.

Есть еще онлайн-занятия про вирусы и бактерии, витамины и минералы, правильное питание (его автор — врач-эндокринолог). И большой рассказ с наглядными экспериментами «Эволюция систем» — о том, как развивались наша нервная система, сердце, позвоночник, как возникло прямохождение, — этот курс придуман под руководством палеонтолога.

— Мы тщательно выбираем врачей и специалистов, которые будут говорить с детьми, — подчеркивает Анастасия. — Они должны не только быть профессионалами в своей области, но и уметь увлекательно рассказывать.

Для взрослых есть курс первой помощи детям, который создан вместе с неонатологами. А также рубрика «Говорит врач» на страницах музея в соцсетях, где популярно объясняется, почему болит голова, как правильно засыпать. Врачи рассказывают об уровне стресса у современных детей и о проблемах с осанкой из-за дистанционного обучения. Весь кладезь информации — с практическим уклоном: как помочь, что с этим делать.

Не просто весело

На занятия «Мама, я доктор» ходит восьмилетний мальчик с игрушечным медицинским чемоданчиком. Это его любимая игрушка. Он мечтает стать доктором. Если сохранит страсть к медицине до 9-го класса, сможет пойти учиться в Центр Алмазова, где есть курс для старшеклассников.

— Наша задача не только обучение, профилактика заболеваний, формирование паттернов здорового образа жизни, — объясняет Анастасия Таничева. — Есть задача в общем подогреть интерес к химико-биологически-медицинской направленности. Мы — подготовительное звено: помогаем направить любознательных детей к дальнейшему обучению.

Музей здоровья юных посетителей удивляет: «поразительно, я этого не знал», «оказывается, знания можно применить сразу же», «да это просто весело!». Такая реакция объяснима: уроки биологии и окружающего мира в школах до сих пор зачастую подаются как скучная дисциплина. А тут понимаешь, что все это может быть увлекательно. Ведь есть возможность применять полученные знания на себе, здесь и сейчас.

— В музее нет назидательности, — добавляет его директор. — Нет манипуляции через страх, когда, например, ранним сексом или наркотиками подростков стараются запугать.

Когда просто информируют и дают пространство, чтобы человек эту информацию принял и сам сделал выводы, — это, по словам Анастасии, работает в разы лучше запугивания.

При правильном подходе можно рассказать детям и о такой сложной теме, как донорство. Недаром ведь во многих странах, в Японии например, представители регистров доноров костного мозга проводят уроки для школьников. Так что этой осенью Музей здоровья тоже разработал такой урок. В этом музейщикам помог медицинский отдел Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Правда, в школы во время пандемии просто так не придешь.

Зато в конце осени Музей здоровья и регистр организовали первый в своем роде онлайн-урок о донорстве крови и костного мозга.

К нему по зуму подключились ученики 5–8-х классов из одиннадцати школ Мурманской области, где проводился фестиваль «Дни заполярного донора». Из чего состоит кровь и в каких случаях переливание может спасти жизнь, ребятам рассказывала Елизавета Ким, трансфузиолог станции переливания крови Центра Алмазова. Вместе с почетным донором крови России Екатериной Уваровой она показала в прямом эфире, как правильно сдать кровь.

Следом врач Роман Поликарпов, исполнительный директор Южного регистра доноров костного мозга, на доступном языке объяснял школьникам, как работает наша фабрика крови – костный мозг, что такое трансплантация и зачем нужен регистр доноров костного мозга.

Сейчас Музей здоровья готовит сервис именно для учителей, который поможет сделать школьные уроки интерактивнее и увлекательнее, чтобы пробудить в детях желание познавать.

– В глобальном плане мы хотим привнести в Россию все, что предлагает мировая практика для того, чтобы обучение было захватывающим и простым, – поясняет Анастасия Таничева. – На самом деле что может быть интереснее, чем узнавать новое!

Фото: пресс-служба Музея здоровья

Стать донором Помочь донорам
Читайте также
30 ноября 2023
28 ноября 2023
10 ноября 2023
27 октября 2023
19 октября 2023
12 октября 2023
05 октября 2023
21 сентября 2023
06 сентября 2023
23 августа 2023
09 августа 2023
28 июля 2023