Елена Бабичева
Школа в больничных стенах, или Как успешно сдать ЕГЭ после химии
Дети порой проходят сложное лечение в больнице месяцами, и, несмотря на тяжелую терапию, учеба у них не прерывается (конечно, с учетом состояния). Это стало возможным благодаря проекту «УчимЗнаем». Кровь5 — о том, как устроено такое обучение, кто становится госпитальными педагогами и, главное, что эта учеба дает юным пациентам помимо знаний.
В классах слышен смех. На стенах развешаны обучающие материалы. После уроков ребята расходятся по внеклассным занятиям: кто на робототехнику, кто на рисование… Так и не подумаешь, что все это происходит в школе при больнице, а ученики — пациенты.
История проекта «УчимЗнаем» началась восемь лет назад, когда два академика — Александр Румянцев, руководитель НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, и Евгений Ямбург, директор школы №109 города Москвы, — решили создать школу для детей, находящихся на длительном лечении в Рогачевке и Российской детской клинической больнице. Главной целью было создать полноценную образовательную среду для ребят в условиях стационара.
Сегодня в Москве работает восемь площадок проекта, где обучаются порядка пяти тысяч детей ежегодно. Всего по России 60 таких образовательных площадок — от Владивостока до Калининграда, — где каждый день с детьми занимаются педагоги, а обучение проходят более семи тысяч детей в год. С 2018 года география проекта начала расширяться за пределы нашей страны, на территорию СНГ: это Киргизия, Азербайджан, Узбекистан и Армения.
Из ученика в психологи
Валентин Воробьев заболел острым лимфобластным лейкозом в 17 лет. Он как раз учился в 11-м классе, до выпускных экзаменов оставалось полгода, и вдруг вместо подготовки к ЕГЭ — больничная палата, химиотерапия. Все планы рушились на глазах — по крайней мере, так тогда казалось юноше.
Молодой человек сейчас признается, что в тот момент ему ничего не хотелось делать — и уж тем более готовиться к какому-то ЕГЭ, когда непонятно, что вообще с тобой будет дальше. И именно госпитальная школа помогла Валентину обрести почву под ногами.
— Я лежал в больнице и без конца задавался вопросами. Почему я заболел? Почему мне так нелегко? Почему я боюсь? И нужно было втянуть меня в какую-то деятельность, чтобы я не надумывал себе всякое, а понял, что есть сложные моменты, которые надо пройти, — вспоминает он теперь. — Меня спасли учителя, которые заставили думать об образовании и ставить цели. Они вовлекали меня в разные дела, не давали опустить руки, постоянно теребили, чтобы я не расслаблялся, не терял год, а сдавал экзамены в срок.
В результате так совпало, что Валентин сдавал ЕГЭ во время курса химиотерапии.
— Накануне в меня влили лекарство, а на следующий день экзамен. В маленькой комнате, под контролем двух видеокамер и двух наблюдателей. Все очень строго, — вспоминает он. — Чувствовал я себя плохо из-за химии, все время тошнило, приходилось отрываться от заданий и выходить…
Экзамены Валентин тем не менее сдал, и сдал хорошо. Полученные баллы позволили ему поступить в психолого-педагогический университет.
К тому моменту он понял, что не хочет ни идти на военную службу, ни учиться на преподавателя иностранных языков, как планировал еще до болезни. А хочет быть психологом, чтобы помогать детям с онкологическими заболеваниями не пасть духом.
— Когда ребенок узнает, что у него рак, то оказывается в трудной ситуации, — отмечает Валентин. — Перед ним проносится все, что он успел и не успел сделать в жизни. В обычной школе нечасто задумываешься о том, что сделал, что может произойти. А в больнице полно времени на такие размышления. Ребенок находится в состоянии стресса, проходит через разные стадии принятия… Очень важно, чтобы в голове были хорошие, позитивные мысли. В этом я вижу свою, если хотите, миссию как госпитального педагога: нести детям позитивный настрой.
В прошлом декабре Валентину сделали пересадку костного мозга. Только он выписался из больницы, как через несколько дней началась сессия в университете.
— Появился перед преподавателями лысый, в очках, говорю им: не удивляйтесь моему виду, — вспоминает, смеясь, Валентин.
После его позвали психологом в проект «УчимЗнаем» в Морозовскую больницу, в ту самую, где он лежал как пациент. Валентину нетрудно общаться с детьми, во многом потому, что он сам прошел через то, что переживают они, и представляет, что может чувствовать ребенок. И знает, что к каждому нужно найти подход: с кем-то быть более эмоциональным, с кем-то сдержаннее, а с кем-то поделиться своей историей. Как, например, с пациентом-девятиклассником, который заявлял, что не хочет учиться.
— Я ему рассказал очень личные вещи, и он увидел: вот рядом с ним человек, который прошел болезнь, выздоровел и теперь работает. Это очень цепляет, — уверен Валентин.
Как в школе, в хорошей школе
«УчимЗнаем» — не волонтерский проект, как подчеркивают его организаторы, а самая что ни на есть полноценная школа с уроками и внеклассными занятиями. И это крайне важно. Почему? Да потому что ребенку, находящемуся на длительном лечении, нужно видеть что-то еще, кроме капельниц, препаратов и лишь больничного пространства.
Учеба как своего рода окно в большой мир, который временно ребенку недоступен. Уроки дают возможность выйти в него, пообщаться со сверстниками, наполнить жизнь чем-то еще, новыми впечатлениями.
И главное, учеба дает надежду на будущее. Ведь если сегодня ты учишь математику и географию, значит, завтра они тебе могут пригодиться. Чтобы сдать экзамены, поступить в вуз, пойти работать — в общем, жить дальше, жить счастливо.
Лишь уроками дело не ограничивается. Кто-то конструирует, кто-то рисует, кто-то готовится к олимпиадам.
— Конечно, мы стремимся, чтобы дети, находящиеся долгое время в больнице, не отстали от учебной программы и окончили школу. Но еще важнее для нас наполнить жизнь тяжелобольного ребенка интересными событиями, творческими занятиями, да и просто нормальным общением, — объясняет руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.
Самые большие школы проекта находятся в Москве: флагманская — в Рогачевке и еще в НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина. В них есть все одиннадцать классов, каждый день на занятия приходят ученики. В классе может быть и трое детей, а может и сразу 15. При других больницах учеников в классах может быть меньше. Однако подход к обучению от числа учащихся не меняется: госпитальные педагоги работают с каждым индивидуально. К тем детям, кто может находиться только в палатах, педагоги приходят и занимаются по всей школьной программе плюс дополнительные занятия по предметам, к которым у ученика есть особое стремление.
Все остальное как в самой обычной школе. Точно так же ребята пишут контрольные, отвечают на уроках, им задают домашние задания. С той лишь разницей, что ученика, находящегося на длительном лечении, не могут заставить делать домашку. Зато могут заинтересовать предметом, чтобы ему самому этого захотелось.
А кто учитель?
Главное требование к педагогу в «УчимЗнаем» — чтобы он был тонко чувствующим, умеющим правильно посмотреть на ребенка, прочитать в его глазах вопрос и ответить на него; понимающим, когда улыбнуться, а когда проявить строгость.
Такая знакомая, пожалуй, каждому родителю школьника или учителю ситуация, когда ребенок не хочет идти на урок и жалуется на плохое самочувствие. Конечно, и в обычной жизни она требует от взрослого проницательности и участия. Но здесь, в больнице, такое отношение особенно важно: надо тонко чувствовать, когда ребенок надумывает, а когда ему действительно плохо. Потому что если в такой ситуации педагог скажет, мол, что ты придумываешь, — это может обернуться тяжелыми последствиями. Поэтому в проекте тщательный отбор педагогов.
— У нас в школе много молодых специалистов, только окончивших вузы. Молодые легко находят контакт с детьми, — рассказывает замруководителя проекта «УчимЗнаем» Иван Гусев. — Я провел не одну сотню собеседований и заметил такую особенность: когда человек уже сформирован системой, привык работать по шаблону и не готов выходить за рамки, у него вряд ли получится работать у нас. Потому что в нашей школе важны гибкость, умение услышать ребенка и понять его. Важно все время искать и находить лучшие решения.
Конечно, случается, что болезнь оказывается сильнее, терапия не дает эффекта и ребенок получает уже паллиативную помощь. И в этой ситуации, делятся наблюдениями организаторы проекта, для него остается важным продолжать участвовать в жизни до последнего: готовить презентацию, участвовать в конкурсе, сдавать экзамен… Со стороны это может казаться ненужным. Но на самом деле эти учебные дела привносят в каждый прожитый день смысл, ценны и для ребенка, и для его семьи.
А в случаях, которых гораздо больше, когда ребенок выздоравливает и из больницы попадает в другую, внебольничную жизнь, где можно гулять, встречаться с друзьями, строить планы, он уносит в сердце благодарность к людям, которые в трудные минуты жизни оказались рядом.
Фото: Анна Иванцова