Слово месяца: доброволец
“Доброволец” — слово русское-прерусское, но существует, похоже, не очень давно — всего лет сто пятьдесят. Видимо, все началось с русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В словаре Даля рядом с “добровольцем” есть другое похожее слово — “добровольник”. И оба объяснены так: “охотник в рекруты по найму, наймист” — примерно то же, что сегодня “контрактник”.
Вплоть до наших дней слово “доброволец” употреблялось в основном в военном контексте. Удивительно, что само понятие “добрая воля” автоматически связывается в сознании с приношением себя в жертву, с угрожающим, а то и смертельным исходом. Получается, добровольцы — те, кто готов страдать.
В 1917–1920 годах существовала целая Добровольческая армия — часть Белой армии на юге России. Ее состав, как следует из названия, комплектовался из людей, которые шли на смерть по собственному желанию. Они назывались не только “добровольцами”, а еще и “доброволицами”, поскольку были в армии и женщины. Была у этой армии и “Добровольческая песня”, с припевом:
Смело мы в бой пойдем
За Русь Святую
И, как один, прольем
Кровь молодую!
С этой армией воевала другая добровольческая — Красная, или РККА. У тех добровольцев была своя песня, но припев практически тот же:
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И, как один, умрем
В борьбе за это!
Через четверть века, во времена Великой Отечественной войны, добровольцами называли себя члены Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. И тоже, естественно, пели про то, как им предстоит пролить кровь:
Выходили к лесу добровольцы.
Позади шумел тенистый сад,
По полям звенели колокольцы,
И склонялось солнце на закат
и т. д.
Еще через четверть века, уже в конце 1950-х, на советские экраны вышел фильм “Добровольцы” — про героических комсомольцев, которые несли на своих плечах строительство Метрополитена, подвергались репрессиям, гибли на войне. В нем тоже пели:
Комсомольцы-добровольцы!
Мы сильны нашей верною дружбой,
Сквозь огонь мы пройдем, если нужно
Открывать молодые пути.
Словом, в течение ста пятидесяти лет слово “доброволец” ассоциировалось с войнами и жертвами. Ничего хорошего от этого слова не жди. Может, именно поэтому для тех, кто совершает по доброй воле, то есть безвозмездно, добрые дела и поступки, используется сегодня другое слово — нерусское “волонтер”. Которое происходит, в свою очередь, от латинского voluntas— “воля”, “желание”, “хотение”. Пожалуй, это действительно ближе к истине. Волонтер — тот, в ком желание помочь сильнее расчета и корысти. Кто приносит пользу не по принуждению, а просто душевным порывом, от чистого сердца. Жаль, что про них пока не снимают фильмов и не поют песен.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5