Лилия Каманджаева
биолог, индивидуальный предприниматель, мать троих детей
Элиста
Город-мород, где можно попить чай-май
В перевод с калмыцкого языка «эльста» означает «песчаный». Так называли нашу местность калмыки, потому что до конца XIX века в этих краях ничего не было, кроме рыхлых песков и оврагов. Потом император Николай I издал указ об олесении калмыцкой степи. С этого момента, можно сказать, и началось образование нашего города. Сюда съезжались разные народы и строили тут себе дома — русские, казахи, калмыки.
К сожалению, об истории города я знаю совсем немного, так как мы не коренные жители Элисты. Мой отец приехал сюда на работу из Казахстана, а мама вообще сибирячка, из Омской области. Так что во мне самые сильные гены — мамина сибирская закалка и папина любовь к труду. Папа по образованию ювелир: для многих эта профессия — синоним достатка, но это большое заблуждение. Поработав ювелиром, отец понял, что семью не прокормить, и открыл фирму по изготовлению печатей и штампов. В ней трудились мы все: папа, мама, мой брат и я, десятилетняя девочка. Папа мне даже платил зарплату.
К труду я приучена с детства, и, как я сама про себя не стесняясь говорю, я все могу и все умею, потому что руки растут из правильного места. Недавно вместе с подругой открыла свою багетную мастерскую. Просто мне так надоело, что одна-единственная мастерская на весь город плохо выполняет свою работу, что я однажды сказала себе: «Я что, не смогу, что ли, изготовить рамку? Я все смогу». Так и открылась наша мастерская.
Каждый день я принимаю заказы на изготовление рамок — для фотографий, картин, зеркал. Вот недавно одна женщина в честь возращения своего внука из армии вышила крестиком полотно длиной в 180 сантиметров — табун лошадей. Впечатляющая была работа. У нас женщины этим любят заниматься: крестиком вышивают, резиночки, брошки из атласных лент делают, потом продают. Творческие личности у нас. И выносливые. Элистинская выносливость.
Мой муж тоже сильный и выносливый. Я считаю, что он вообще лучший человек в нашем городе, человек, на которого стоит равняться. Он инвалид, передвигается на коляске и курирует проект «Доступная среда» — следит, чтобы город был удобен для всех: для инвалидов, пожилых людей, мам с колясками, слабовидящих. Еще он устраивает разные спортивные мероприятия для инвалидов. А когда я хочу от всего отдохнуть, муж увозит меня в мое любимое место. Как говорят про это место жители Элисты, «пустырь на окраине города». Оно окружено степью и оврагами. Когда стоишь на возвышенности пустыря, город виден как на ладони и кажется, что до звезд можно дотянуться рукой.
Каждое лето мы садимся вдвоем в машину и уезжаем на рыбалку в Цаган-Аман, это село на берегу Волги. На рыбалке я отдыхаю и душой, и мыслями. Хотя я не очень разбираюсь в механике рыбалки и всех ее снастях, но зато могу насадить червячка, закинуть удочку и долго сидеть в ожидании улова. Непередаваемые ощущения, когда ты вот так один на один с природой.
Кстати, Элиста — сердце тибетского буддизма в России. Сам Далай-лама посетил наш город и заложил первый кирпич будущего хурула. Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» находится у нас на улице Юрия Клыкова. Это самый большой буддийский храм в Европе — его видно из любой части города, любимейшее место всех жителей и гостей Элисты. Вечером он освещается светом фонарей, и это такая красота. Просто завораживает. Удивительное место с особой аурой: душа очищается, все становится понятно и легко…
Еще, если приехал в Элисту, нужно обязательно посетить шахматный город «Сити Чесс» и посидеть на 12 стульях у памятника Остапу Бендеру. «Сити Чесс» построили к шахматной олимпиаде в 1998 году. Сейчас это визитная карточка нашего города, где проводятся разные массовые мероприятия, там встречают высокопоставленных людей, звезд из других стран.
Элистийцы отличаются повышенным вниманием к приезжим. Если мы видим, что на улице прохожий озирается по сторонам, сразу понимаем, что он не местный, надо помочь, проводить, а заодно рассказать про наш город. Например, предупредить, что у нас в Элисте разговаривают в рифму. «Что хочешь кушать? Мясо-сясо?», «Что будем брать? Хлеб-млеб?», «Пойду чай-май попью» — и так далее.
Ни на что я свой город не променяю. Теплый климат, буддийский храм, степи вокруг, всегда улыбающиеся люди — мне все нравится. Кстати, в Элисте очень развито донорство крови, я и сама ее периодически сдаю кровь. А вот про донорство костного мозга, честно говоря, слышу впервые. Даже не знаю, что это такое. У нас даже в соцсетях нет об этом заметок. Но теперь я честно изучу всю информацию, сдам кровь на типирование и вступлю в Регистр. И друзьям расскажу. Уверена, что буддийский дух, который живет в наших жителях, никого не оставит равнодушным.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5