Любовь Царева
Чистые помыслы, грязные мысли и неожиданные выводы
Продолжаем рассказывать о том, как внешние факторы сказываются на нашей готовности помогать другим. Мы уже говорили о теплых чашках и голодных судьях, о добрых одеялах и злых черных иероглифах. Настала пора разобраться с нашим восприятием чистого и грязного.
Чистые помыслы, грязные мысли и неожиданные выводы
Вы уже, наверное, догадались, что большинство метафор в нашем сознании не просто метафоры и слова — это не просто слова. Понятие грязи и чистоты — не исключение. А теперь попробуйте угадать, кто добрее: чистые или грязные? Вроде бы ответ напрашивается сам собой, но верный ли он?
Исследователи провели ряд экспериментов и выяснили, что представители фокус-группы, которым предлагали вспомнить свой неэтичный поступок, чаще других выбирали в качестве подарка антисептические салфетки, а не, например, карандаши.
Причем, как оказалось, это желание очиститься физически от грехов действительно помогает снять камень с души.
Группу студентов попросили вспомнить неэтичный поступок и описать его в тексте. Сразу после этого половине студентов выдали антисептические салфетки — вытереть руки. А потом всей группе предложили поучаствовать в эксперименте, но уже бесплатно, чтобы поддержать очень нуждающегося старшего студента.
В итоге 74% из «немытой» половины выразили свое согласие помочь, тогда как из числа «умывших руки» на помощь согласился прийти лишь 41% студентов.
Получается, что «несмытое» чувство вины не только ощущается физически, но и побуждает компенсировать нехорошие поступки хорошими.
Вообще ряд экспериментов и наблюдений показал, что такое физическое или «духовное» очищение делает человека не добрее, а совсем наоборот. Он словно начинает грешить с чистого листа и имеет больший лимит на всякие не слишком альтруистические действия.
Следующие описанные эксперименты провела Тальма Лобель, известный психолог и автор книги «Теплая чашка в холодный день. Как физические ощущения влияют на наши решения», вместе со студентами Тель-Авивского университета.
Им удалось выяснить, что во время иудейского религиозного праздника, который сопровождается омовением и связывается с очищением души, люди, к которым обратились до омовения, жертвуют гораздо больше на благотворительность, чем те, кто это омовение уже совершил.
Ничего религиозного в этом нет. Похожие результаты показал эксперимент, проведенный уже над студентами Тель-Авивского университета. Его будущих участников отлавливали у выхода из тренажерного зала и предлагали им ответить на общеобразовательные вопросы теста. Среди респондентов были как потные, только позанимавшиеся юноши и девушки, так и свежие, прямо из душа. Причем хитрые ученые специально добавили к простым вопросам вроде «Сколько сантиметров в метре?» несколько невероятно сложных, на которые почти невозможно ответить. Потом всем раздавали ключ и просили самостоятельно подсчитать и сообщить число верных ответов. Свои же ответы можно было вообще никому не показывать, а просто выбросить — обманывай, сколько хочешь! Выяснилось, что «чистые и свежие» студенты чаще возвращали результаты «с душком», так как мухлевали при подсчете ответов, в отличие от тех, кто и так считал себя достаточно грязным, чтобы еще и обманывать ученых.
«Физическая загрязненность концептуально и метафорически связана с безнравственностью. Омовением и избавлением от грязи люди очищали свою совесть и потому чувствовали себя вправе обманывать других и не помогать товарищам», — подытожила Лобель.