Школа в больничных стенах, или Как успешно сдать ЕГЭ после химии – Кровь5

Елена Бабичева

Школа в больничных стенах, или Как успешно сдать ЕГЭ после химии

Дети порой проходят сложное лечение в больнице месяцами, и, несмотря на тяжелую терапию, учеба у них не прерывается (конечно, с учетом состояния). Это стало возможным благодаря проекту «УчимЗнаем». Кровь5 — о том, как устроено такое обучение, кто становится госпитальными педагогами и, главное, что эта учеба дает юным пациентам помимо знаний.

В классах слышен смех. На стенах развешаны обучающие материалы. После уроков ребята расходятся по внеклассным занятиям: кто на робототехнику, кто на рисование… Так и не подумаешь, что все это происходит в школе при больнице, а ученики — пациенты.

История проекта «УчимЗнаем» началась восемь лет назад, когда два академика — Александр Румянцев, руководитель НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, и Евгений Ямбург, директор школы №109 города Москвы, — решили создать школу для детей, находящихся на длительном лечении в Рогачевке и Российской детской клинической больнице. Главной целью было создать полноценную образовательную среду для ребят в условиях стационара.

Сегодня в Москве работает восемь площадок проекта, где обучаются порядка пяти тысяч детей ежегодно. Всего по России 60 таких образовательных площадок — от Владивостока до Калининграда, — где каждый день с детьми занимаются педагоги, а обучение проходят более семи тысяч детей в год. С 2018 года география проекта начала расширяться за пределы нашей страны, на территорию СНГ: это Киргизия, Азербайджан, Узбекистан и Армения.

Из ученика в психологи

Валентин Воробьев заболел острым лимфобластным лейкозом в 17 лет. Он как раз учился в 11-м классе, до выпускных экзаменов оставалось полгода, и вдруг вместо подготовки к ЕГЭ — больничная палата, химиотерапия. Все планы рушились на глазах — по крайней мере, так тогда казалось юноше.

Молодой человек сейчас признается, что в тот момент ему ничего не хотелось делать — и уж тем более готовиться к какому-то ЕГЭ, когда непонятно, что вообще с тобой будет дальше. И именно госпитальная школа помогла Валентину обрести почву под ногами.

— Я лежал в больнице и без конца задавался вопросами. Почему я заболел? Почему мне так нелегко? Почему я боюсь? И нужно было втянуть меня в какую-то деятельность, чтобы я не надумывал себе всякое, а понял, что есть сложные моменты, которые надо пройти, — вспоминает он теперь. — Меня спасли учителя, которые заставили думать об образовании и ставить цели. Они вовлекали меня в разные дела, не давали опустить руки, постоянно теребили, чтобы я не расслаблялся, не терял год, а сдавал экзамены в срок.

В результате так совпало, что Валентин сдавал ЕГЭ во время курса химиотерапии.

— Накануне в меня влили лекарство, а на следующий день экзамен. В маленькой комнате, под контролем двух видеокамер и двух наблюдателей. Все очень строго, — вспоминает он. — Чувствовал я себя плохо из-за химии, все время тошнило, приходилось отрываться от заданий и выходить…

Экзамены Валентин тем не менее сдал, и сдал хорошо. Полученные баллы позволили ему поступить в психолого-педагогический университет.

К тому моменту он понял, что не хочет ни идти на военную службу, ни учиться на преподавателя иностранных языков, как планировал еще до болезни. А хочет быть психологом, чтобы помогать детям с онкологическими заболеваниями не пасть духом.

— Когда ребенок узнает, что у него рак, то оказывается в трудной ситуации, — отмечает Валентин. — Перед ним проносится все, что он успел и не успел сделать в жизни. В обычной школе нечасто задумываешься о том, что сделал, что может произойти. А в больнице полно времени на такие размышления. Ребенок находится в состоянии стресса, проходит через разные стадии принятия… Очень важно, чтобы в голове были хорошие, позитивные мысли. В этом я вижу свою, если хотите, миссию как госпитального педагога: нести детям позитивный настрой.

В прошлом декабре Валентину сделали пересадку костного мозга. Только он выписался из больницы, как через несколько дней началась сессия в университете.

— Появился перед преподавателями лысый, в очках, говорю им: не удивляйтесь моему виду, — вспоминает, смеясь, Валентин.

После его позвали психологом в проект «УчимЗнаем» в Морозовскую больницу, в ту самую, где он лежал как пациент. Валентину нетрудно общаться с детьми, во многом потому, что он сам прошел через то, что переживают они, и представляет, что может чувствовать ребенок. И знает, что к каждому нужно найти подход: с кем-то быть более эмоциональным, с кем-то сдержаннее, а с кем-то поделиться своей историей. Как, например, с пациентом-девятиклассником, который заявлял, что не хочет учиться.

— Я ему рассказал очень личные вещи, и он увидел: вот рядом с ним человек, который прошел болезнь, выздоровел и теперь работает. Это очень цепляет, — уверен Валентин.

Как в школе, в хорошей школе

«УчимЗнаем» — не волонтерский проект, как подчеркивают его организаторы, а самая что ни на есть полноценная школа с уроками и внеклассными занятиями. И это крайне важно. Почему? Да потому что ребенку, находящемуся на длительном лечении, нужно видеть что-то еще, кроме капельниц, препаратов и лишь больничного пространства.

Учеба как своего рода окно в большой мир, который временно ребенку недоступен. Уроки дают возможность выйти в него, пообщаться со сверстниками, наполнить жизнь чем-то еще, новыми впечатлениями.

И главное, учеба дает надежду на будущее. Ведь если сегодня ты учишь математику и географию, значит, завтра они тебе могут пригодиться. Чтобы сдать экзамены, поступить в вуз, пойти работать — в общем, жить дальше, жить счастливо.

Лишь уроками дело не ограничивается. Кто-то конструирует, кто-то рисует, кто-то готовится к олимпиадам.

— Конечно, мы стремимся, чтобы дети, находящиеся долгое время в больнице, не отстали от учебной программы и окончили школу. Но еще важнее для нас наполнить жизнь тяжелобольного ребенка интересными событиями, творческими занятиями, да и просто нормальным общением, — объясняет руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.

Самые большие школы проекта находятся в Москве: флагманская — в Рогачевке и еще в НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина. В них есть все одиннадцать классов, каждый день на занятия приходят ученики. В классе может быть и трое детей, а может и сразу 15. При других больницах учеников в классах может быть меньше. Однако подход к обучению от числа учащихся не меняется: госпитальные педагоги работают с каждым индивидуально. К тем детям, кто может находиться только в палатах, педагоги приходят и занимаются по всей школьной программе плюс дополнительные занятия по предметам, к которым у ученика есть особое стремление.

Все остальное как в самой обычной школе. Точно так же ребята пишут контрольные, отвечают на уроках, им задают домашние задания. С той лишь разницей, что ученика, находящегося на длительном лечении, не могут заставить делать домашку. Зато могут заинтересовать предметом, чтобы ему самому этого захотелось.

А кто учитель?

Главное требование к педагогу в «УчимЗнаем» — чтобы он был тонко чувствующим, умеющим правильно посмотреть на ребенка, прочитать в его глазах вопрос и ответить на него; понимающим, когда улыбнуться, а когда проявить строгость.

Такая знакомая, пожалуй, каждому родителю школьника или учителю ситуация, когда ребенок не хочет идти на урок и жалуется на плохое самочувствие. Конечно, и в обычной жизни она требует от взрослого проницательности и участия. Но здесь, в больнице, такое отношение особенно важно: надо тонко чувствовать, когда ребенок надумывает, а когда ему действительно плохо. Потому что если в такой ситуации педагог скажет, мол, что ты придумываешь, — это может обернуться тяжелыми последствиями. Поэтому в проекте тщательный отбор педагогов.

— У нас в школе много молодых специалистов, только окончивших вузы. Молодые легко находят контакт с детьми, — рассказывает замруководителя проекта «УчимЗнаем» Иван Гусев. — Я провел не одну сотню собеседований и заметил такую особенность: когда человек уже сформирован системой, привык работать по шаблону и не готов выходить за рамки, у него вряд ли получится работать у нас. Потому что в нашей школе важны гибкость, умение услышать ребенка и понять его. Важно все время искать и находить лучшие решения.

Конечно, случается, что болезнь оказывается сильнее, терапия не дает эффекта и ребенок получает уже паллиативную помощь. И в этой ситуации, делятся наблюдениями организаторы проекта, для него остается важным продолжать участвовать в жизни до последнего: готовить презентацию, участвовать в конкурсе, сдавать экзамен… Со стороны это может казаться ненужным. Но на самом деле эти учебные дела привносят в каждый прожитый день смысл, ценны и для ребенка, и для его семьи.

А в случаях, которых гораздо больше, когда ребенок выздоравливает и из больницы попадает в другую, внебольничную жизнь, где можно гулять, встречаться с друзьями, строить планы, он уносит в сердце благодарность к людям, которые в трудные минуты жизни оказались рядом.

Фото: Анна Иванцова

Стать донором Помочь донорам
Читайте также
25 ноября 2022
23 ноября 2022
18 ноября 2022
07 ноября 2022
31 октября 2022
27 октября 2022
14 октября 2022
11 октября 2022
04 октября 2022
20 сентября 2022
08 сентября 2022
07 сентября 2022