5 книг
Книжный критик Галина Юзефович рассказывает проекту Кровь5 про пять книг, в которых кровь играет главную роль.
Многие писатели отводят крови важную роль в своих произведениях, потому что кровь ассоциируется с жизнью, а ее потеря — соответственно с утратой жизни. Есть книги, в которых кровь служит важным сюжето- и смыслообразующим элементом. И это не просто какая-то деталь, а красивая и очень важная метафора.
Например, возьмем «Дракулу» Брэма Стокера.
Многие знают этот роман преимущественно благодаря различным экранизациям. На самом деле это большое и важное произведение, которое, как мне кажется, много определило в культуре. Это роман не о вампирах, как его обычно позиционируют, а роман о любви.
В центре сюжета — любовная история Мины Меррей и ее жениха, юриста Джонатана Харкера, который попал в плен к графу Дракуле. Тем не менее ему удалось сбежать и жениться на Мине, а потом вместе с друзьями убить вампира.Так вот кровопийство в этом романе — неотъемлемая часть сюжета. Это не просто для того, чтобы напугать читателя, это зримое материальное проявление любви. Мне кажется, эта такая метафора: кровь как любовь, извините за банальную рифму.
Или вот другое произведение — «Смерть автора» Марии Елиферовой.
Это тоже роман о вампиризме как о форме творчества, когда кровь становится метафорой энергетического обмена с любимым объектом, необходимым ресурсом, важным инструментом для творчества. Это метафора творчества и вообще способности к созданию новых объектов, роман о том, как мучителен творческий процесс.
Человек, который пишет, отдает свою кровь. Человек, который становится потребителем, тоже в некотором смысле своей кровью жертвует. Короче говоря, это прекрасный умный роман про кровь как метафору созидания.
И еще один роман о вампирах, который нельзя не упомянуть в силу того, что он, по сути дела, сформировал целое поколение современного читателя, — «Сумерки» Стафани Майер.
У нас его тоже знают в основном по экранизации. Роман о вампирах и о кровопийстве оказывается романом про выбор и про притягательность и неоднозначность зла.
Иначе воспринимается кровь в нуарном детективе Маргариты Хемлин «Дознаватель».
Он написан в декорациях конца 1940-х — начала 1950-х годов прошлого века. В нем автор очень плотно работает с темой Холокоста, с темой Второй мировой войны и ее последствий, и в основе книги лежит представление о крови как о родстве.То есть все герои так или иначе думают о собственной этнической, культурной принадлежности в терминах крови.
Роман Сергея Кузнецова «Хоровод воды» — довольно нетрадиционная семейная сага, охватывающая почти весь XX век, начиная с дореволюционных времен.
Это тоже история про кровь как метафору родства. Про то, что мы все живем в мире, где, как нам кажется, каждый из нас уникален, и что мы связаны узами, которые сами себе выбираем. Автор пишет о крови как о могучем и не всегда понятном элементе, который многое определяет в нашей жизни и направляет нас.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5