НЕТ!!! – Кровь5
Бюллетень
Выпуск №2. Кровь

Снежана Каратаева

Первый обход

Наш человек идет в «Инвитро» и узнает, как стать донором костного мозга

Каждый желающий стать потенциальным донором костного мозга теперь может сдать кровь на HLA-типирование в любом отделении «Инвитро». Компания подписала соответствующий договор с Русфондом, который оплачивает типирование. Все данные будут вноситься в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Приглашенный редактор Кровь5 Снежана Каратаева обошла пять офисов компании, чтобы узнать, как все работает и что нужно знать человеку, который собирается стать донором.

Первый офис «Инвитро», который я посетила, был в подмосковном Щелкове. Меня там встретила приветливая администратор с голубыми глазами.

— Скажите, — спросила я, — могу я у вас протипироваться на донорство костного мозга? Что для этого нужно?

Администратор рассеянно сказала: «Да, конечно», сразу от меня отвернулась и стала что-то набирать на компьютере, параллельно заглядывая в папки на столе. Кроме того, она умудрялась еще и звонить по телефону: трубку на том конце не брали. Так прошло минут пять или семь. Чтобы развлечь себя и администратора с голубыми глазами, я спросила, много ли таких, как я, интересуется типированием. Оказалось, таких в городе Щелково еще не было. Потому и задержка: я пионер. Надо подождать, пока они найдут для меня дополнительную информацию и анкету.

— Вы у меня прям щас костный мозг заберете? — спросила я.

Девушка засмеялась. А что смешного? Хотелось проверить, как она представляет себе процесс.

— Нет, конечно. У нас вы можете только сдать кровь и пройти обследование — что можете стать потенциальным донором.

Наконец администратор нашла нужную информацию и зачитала ее мне: чтобы стать потенциальным донором, надо весить не меньше 50 кг, быть гражданином РФ, быть не моложе 18 и не старше 45 лет, не иметь в анамнезе ВИЧ-инфекции, гепатитов, хронических и психических заболеваний.

— Похоже, я идеально подхожу, — сказала я. — А что будет с моей кровью дальше?

Дальше, объяснила администратор, кровь отвезут с курьером в лабораторию, где ее изучат и, если все будет в порядке, меня внесут в регистр Русфонда (если точнее — данные о моем фенотипе внесут в национальный Регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, который запустил Русфонд). А потом обязательно свяжутся, если мой костный мозг кому-то подойдет.

Мне показали распечатанную анкету, велели отметить галочками отсутствие заболеваний. В анкете надо указать несколько номеров телефона. Это важно. Чем больше контактов, тем больше шансов связаться с потенциальным донором в случае необходимости.

— Кстати, а как берут костный мозг? — забеспокоилась я. — Это долго, больно?

— Процедура донации занимает 40 минут, — четко ответила администратор, — вам сделают прокол в области подвздошной кости.

— Боже, где это?

— Это… примерно где аппендицит.

— На животе, что ли?

— Как бы да, со стороны живота.

Девушка с голубыми глазами явно отвечала на вопросы о костном мозге в первый раз. На самом деле костный мозг берут совсем с другой стороны: под общим наркозом делают несколько проколов в районе поясницы и шприцем забирают костномозговую взвесь. Есть и другой способ: без всякого наркоза из периферической крови стволовые клетки отфильтровывают на протяжении четырех-пяти часов. Но про это в Щелкове мне никто не сказал.

Тут появилась молодая медсестра. Узнав, что я интересуюсь донорством костного мозга, спросила, какая у меня группа крови.

— Разве это имеет значение? — удивилась я.

— Конечно, имеет. Группу крови подбирают к группе крови. Если у вас вторая положительная, то и у реципиента будет такая же. Насколько вы с ним подходите, будут смотреть по вашей кровушке.

Потом уже я узнала, что это не так. Группа крови не имеет никакого значения для донорства костного мозга. Для того ее, кровушку, и отправляют в лабораторию, чтобы изучить на молекулярном уровне ее свойства совместимости, которые связаны вовсе не с группой, а с иммунными механизмами. Кстати, после пересадки костного мозга группа крови у реципиента может измениться и стать такой же, как у донора. А может даже какое-то время быть обеих групп одновременно — и своей, и чужой.

Простившись с женщинами, я вышла на воздух. В конце концов, все это пустяки, ошибки можно исправить. Тем более, что в следующем, уже столичном офисе «Инвитро» на Ленинградском проспекте девушка-администратор реагировала на мои вопросы вполне профессионально. Распечатала и дала заполнить анкету. Обещала, что сейчас у меня возьмут не мозг, а только кровь. Единственный вопрос, который ее смутил, касался финансовой части, но тут подключился врач и поклялся, что процедура бесплатная. Заодно рассказал и о двух упомянутых способах пересадки, даже добавил, что мне оплатят больничный.

Отдельно я порадовалась, что и администратор, и врач призвали меня не только протипироваться, но и привести как можно больше друзей и родных. Здесь явно сидели неравнодушные люди.

Третий офис оказался неподалеку, тоже на Ленинградском. Там я узнала, во-первых, что подбор совместимого донора и подготовка к донации в России стоит около 500 000 рублей (это действительно так), и во-вторых, что в этом отделении уже протипировались 300 человек. Отличная новость.

Офис на 2-й Брестской улице находился на втором этаже огромного здания. Никакой очереди. За меня взялись целых три сотрудницы. От них я получила массу сведений, но новым среди них было лишь то, что мою кровь отправят на типирование в казанскую лабораторию (ее открыл этой осенью Русфонд совместно с Казанским университетом). Кроме того, женщины предупредили: сдавать кровь нужно обязательно натощак — «чтобы кровь не свернулась в пробирочке». Было приятно, что обо мне так заботятся, но все-таки я не удержалась и немного с ними поспорила. Дело в том, что для сдачи крови на типирование неважно, натощак ты приходишь или нет. А вот для сдачи костного мозга или стволовых клеток — важно безусловно.

Последний офис «Инвитро», который я посетила, был недалеко от площади трех вокзалов. Администратор с длинными ресницами отвечала на мои вопросы почему-то очень тихо, на пределе порога слышимости. Костный мозг, прошептала она, немного жидкий: его берут, а потом разделяют на фракции. Если у меня возникнут какие-то изменения, связанные со здоровьем, или я сделаю тату или пирсинг, я должна об этом обязательно сообщить в Регистр.

— А вообще, — сказала девушка чуть громче, — лучше всего вам зайти на сайт Русфонда. Там вы найдете всю информацию.

В целом я осталась довольна. Очевидно, что сотрудники «Инвитро» более или менее владеют информацией. И пускай что-то они искали в интернете, но все же они шли со мной на контакт, искренне пытались мне помочь и разобраться в вопросе. Еще и бесплатно. В наше время такое нечасто встретишь.


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Содержание бюллетеня