Марта Кетро
Зачем женщине деньги
Сумма всех напечатанных денег в мире составляет более 60 триллионов долларов. Если поделить на всех, получается 10 тыс. долларов на человека. С тех пор, как я увидела эти цифры, думаю о двух вещах: как я могу получить свою долю и нельзя ли мне еще? Ну мало ли, может, кто откажется, а мне как раз надо. Зачем? Я вам сейчас все объясню.
Кажется, идея о природной дамской корысти вышла из моды еще в нулевые. Сейчас люди испытывают жуткую неловкость, когда в медийном пространстве происходит прорыв инферно и, например, на стене приличного человека само собой вспыхивает огненное послание из «Одноклассников»: «Все женщины хотят только одного — денег». Весь этот тезис — страшная ошибка, женщинам нужны деньги именно потому, что они хотят многого.
Для женщины, в мало-мальски вменяемом возрасте успевшей пожить в девяностые, деньги с высокой вероятностью равны безопасности. Если кто не застал или не помнит, это было время, когда внезапно пропало все. И я сейчас не о французской краске для губ — из магазинов исчезала одежда и обычная человеческая еда вроде мяса, подсолнечного масла и сахара; у некоторых пропадали квартиры, другие внезапно и несвоевременно лишались жизни; более того, куда-то подевалась и сама страна. И в то же время рядом росла и расцветала параллельная вселенная, где все, наоборот, было — от недвижимости в центре Москвы до икры в коммерческих магазинах, — только найди где-нибудь денег. И множество девочек клялись, как Скарлетт О’Хара: «Я пройду через все, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие». Я никогда больше не буду униженной, испуганной и незащищенной. А значит, у меня должны быть деньги. Собственно, Скарлетт все объясняет про тех взрослых женщин наших дней, которые при виде бабла теряют любые принципы, — это не от жадности, это от страха. Просто их, маленьких, сильно напугали, некоторые от этого заикаются и мочатся в постель, а они теперь рефлекторно подгребают под себя деньги.
Деньги вообще отличное лекарство от страха. Если боишься смерти, купи себе хорошую медицину, если старости — хорошего косметолога. Я понимаю, что у многих мужчин сейчас в голове загорится фонарик: деньги — пластика — инстаграм! Но на самом деле ужасы, которых вы там навидались, происходят только от недостатка воображения и от тревоги. Бедные девочки просто не в состоянии придумать, как себя украсить, и поэтому покупают стандартный набор услуг: большие губы, исчезающий носик, торчащие скулы, унитазные зубы, ошеломительные сиськи. И все с ними понятно, когда смотришь на ранние, до первого тюнинга, фотографии. Пухлощекие провинциалки с мягкими чертами, в глазах надежда и решимость берсерка, над головою знамя: «В Сызрань не вернусь!» (ну или куда там — в Южно-Сахалинск или в Разметелево). Впереди Москва, позади бездна, дяденька, не отправляйте меня обратно, я себе полную пазуху силикона накачаю и попу наприседаю, только бы не возвращаться. Добрый бог, думаю я всякий раз, насыпь уже ребенку денег на новый айфон, однушку в Братеево и на сумочку какую-никакую, пусть у нее все будет, ну нельзя так с живой тварью. И еще немного, если уж засветил бабло, — лично мне, пожалуйста, чисто поправиться у хирурга после всей этой жизни.
Деньги лечат и от возрастного кризиса: они незаменимы в деле сотворения личного мифа. Чтобы как-то справиться с накопившимися за жизнь фрустрациями и кризисом среднего всего — средненького успеха, усредненного счастья и посредственного масштаба своей персоны, — человеку приходится активировать некую привлекательную субличность и носить ее в качестве аватара. Я видела женщин с окраины, которые сочиняли себе аристократические корни, скупали и присваивали чужие фамильные драгоценности и фарфор, пытались устроить «салон», что бы это ни значило (но точно не публичный дом, который с их фактурой смотрелся бы органичней). Я встречала непривлекательных женщин, измученных и нездоровых, которые имитировали пылкую телесную жизнь, полную страстей, удовольствий, спа-салонов и дорогих фитнес-клубов с хорошенькими услужливыми тренерами. Я также знала и бездарных женщин в искусстве, покупающих себе публикации книг, корочки стилиста, студию дизайна и фотоаппарат mamiya. Без денег все это устроить в разы сложней и неубедительней. И не следует упрощать, имитация яркости, влияния, востребованности, культуры происходит не от тщеславия. Для многих из нас это единственная возможность примириться с собой, вынести собственное общество и не сдохнуть от разочарования, потому что жизнь оказалось длинной, несчастливой и тошной, как утро в паспортном столе, когда тебе сорок пять.
Деньги напрямую связаны со временем, они сжимают его, растягивают, останавливают, возвращают в прошлое и приближают будущее. Кто ездил в плацкарте до Новокузнецка, а потом летал самолетом, тот поймет. И тот, кто отыскивал в чужой стране свою юношескую любовь и мчался к ней через океан. И тот, кто познал наслаждение технологиями завтрашнего дня, покупая тачку с новейшей начинкой, настраивая свеженький ноутбук, камеру и просто смартфон, заметно более умный, чем его владелец. Так вот, женщины тоже все это любят и ценят. Кроме того, с помощью денег они способны помолодеть на десять лет, помудреть на двадцать, создать небольшую аномальную зону, где вечно пламенеет закат и время не течет совсем или скачет, как бешеный конь. Иногда, впрочем, это удается им совершенно бесплатно — от любви.
За деньги, понятное дело, можно купить мечту — или подарить ее кому-нибудь. И с ними гораздо проще управляться с любовью. И я сейчас не о продажном сексе (ладно, не только о нем). Бедность ужасно мешает любви, деторождению и снижает количество оргазмов. Насколько счастливей были бы женщины, когда бы они не беспокоились о пустяках. Как щедры были бы они на нежность и умиротворение — просто потому что им не тревожно. Как радостно они делали бы подарки всем, кто им дорог, и как легко делились ресурсами — на свете не осталось бы неимущих стариков, детей и котят, если бы у женщин было достаточно денег на благотворительность. Собственно, и сейчас, когда недостаточно, они все равно делают это — украшают и чинят мир по мере возможностей. А если им еще и бабла побольше, тогда вообще не надо будет умирать: такая долгая счастливая жизнь наступит.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5