Владимир Смирнов (фото)
Никита Аронов (текст)
Один день на ферме
Новые труженики: 3 электрика, 7 сисадминов, 3 смены охраны и 5500 компьютеров
Вообще-то Антон Н. и его партнеры купили старый советский завод в Иркутской области совсем для другого: хотели наладить производство стройматериалов. Но в 2017 году как раз началась биткойновая лихорадка. И Антон решил задействовать свободное помещение, а главное, промышленную линию энергоснабжения для производства криптовалюты. Дело в том, что основные энергозатраты при майнинге — это как раз электричество, а в Иркутской области оно одно из самых дешевых в стране: всего 2,7 руб. за киловатт-час.
— Еще электричество дешевое в определенных местах Красноярского края и в Чечне. Поэтому в тех регионах много криптоферм. А в Иркутской области их вообще около 50, — поясняет Антон.
Официально ферма зарегистрирована как «центр обработки данных». В помещениях установлены 5500 майнеров — китайских компьютеров, полностью заточенных под производство криптовалюты. Все это вместе потребляет 7,5 МВт электричества и в общей сложности ловит порядка 40 биткойнов в месяц.
Антону 40 лет. По образованию он экономист, но до ловли биткойнов занимался в основном строительным бизнесом. Новые технологии потянули его к новым достижениям.
— Был у нас знакомый, который уже занимался майнингом. Он объяснил, как все работает, свозил нас на другую маленькую ферму, — рассказывает Антон. — Ну и мы решили попробовать. Мы в основном майним не для себя, а размещаем оборудование клиентов. На него приходится 95% всей мощности. Ведь во время золотой лихорадки лучше всех зарабатывает тот, кто продает кирки.
Поэтому падает биткойн или, наоборот, растет — хозяину фермы почти все равно. Кстати говоря, в пору падений криптовалюты во многих других странах майнить становится нерентабельно и клиенты устремляются в Иркутскую область. Как раз на волне прошлогоднего падения биткойна ферма Антона больше всего и раскрутилась.
Сейчас на бывшем советском заводе стоит оборудование полутора десятков крупных клиентов из разных стран. У каждого из них есть свои мелкие клиенты. Все они просто платят Антону и его партнерам за электричество по тарифу 3,5 руб. за киловатт-час, то есть на 80 копеек дороже официальной стоимости. За эту разницу клиентам обеспечивают площадку, три смены вооруженной охраны (потому что майнеры хоть и китайские, а жутко дорогие) и команду из троих электриков и семерых сисадминов, которые следят, чтобы все хорошо работало.
— Есть страны с еще более дешевым электричеством, например Иран и Венесуэла, — рассуждает Антон. — Но в первом работают через очень длинные цепи посредников, которые часто кидают клиентов, а во второй часто бывают перебои с электричеством. Проблема в том, что для многих иностранных клиентов что Венесуэла, что Иран, что Россия звучат одинаково страшно. Русским в этой сфере не очень верят, но мы, как мне кажется, уже заработали доверие.
Антон, как настоящий фермер, верит в свою продукцию и часть собственных сбережений держит в биткойнах. Сколько — не говорит.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5