Снежана Каратаева, Алексей Крижевский
«Жанна — как Жанна д’Арк»
На выходных отмечал свой день города поселок Мостовской в Краснодарском крае – небольшой курорт на юге России. Его жительница рассказала Кровь5 о том, легко ли стать донором костного мозга в небольшом городке – и привлечь к этому благородному делу других
— Моя мама всегда любила все заграничное — музыку, фильмы, книги. И имя мне дала французское — Жанна. Правда спустя много лет, кажется, пожалела. Говорит: «Ты теперь всегда на коне, с мечом в руках, всех тебе надо спасать, защищать, как Жанна д’Арк, все делаешь просто так, безвозмездно».
Моих душевных волонтерских порывов она, кажется, не понимает. И не понимала. Помню, в школьном возрасте попала в больницу. В наше отделение привезли детей из детского дома — подростков, малышей. Все они были обделены вниманием и лаской.
Медицинский персонал запрещал нам, более взрослым детям, брать малышей на руки, играть с ними. Говорили, что так мы привязываем их к себе, даем надежду.
Вот только не помогло — я привязалась к годовалому мальчику Саше. После выписки из больницы просила своих родителей усыновить Сашку, но они отказались. Расставаться с ним было тяжело, мальчик запал мне в душу.
Пообещала себе: когда вырасту и стану мамой, сына назову Сашей.
Вообще родители не очень понимают, в кого у меня чувство отзывчивости, — у нас в доме даже животных не было. А если уж речь заходила о бездомной кошечке, то и вовсе велели сразу забыть об этом. Я, наверное, в прабабушку — она была совсем другой. Отец рассказывал, как она совсем молодой девчонкой во время Русско-персидской войны ушла на фронт сестрой милосердия.
Когда я выросла, участвовала в организации благотворительных аукционов и акций для детей из детского дома и подопечных больниц. Открыла в своем поселке Мостовском клуб для досуга женщин и детей. Организовала не ради заработка, а для помощи женщинам, которые могут вместе проводить время, находить новые увлечения, делиться опытом — социализироваться, одним словом. К сожалению, мы продержались всего девять месяцев, потом стало нечем платить арендную плату.
Вообще я разносторонний человек — по призванию волонтер, по диплому филолог, а работаю журналистом.
Причем стала им, можно сказать, благодаря генам — в детстве-то я совсем не мечтала о работе в СМИ. Журналистом был мой отец, и я видела, как он днями и ночами проводил время за печатной машинкой, как много и тяжело работал. Мне тогда казалось, что все это не мое — не хочу, как отец, вкалывать ночами. Но гены взяли свое. И если бы не родная кровь, я, может быть, ничего и не узнала бы о трансплантации кроветворных клеток.
А дело было так. Я готовила материал о почетном доноре крови и общественном деятеле Викторе Андронове, руководителе движения «Энергия жизни». Оказалось, что он развивает еще и донорство костного мозга. Готовясь к разговору с ним, стала читать статьи по теме. И с каждым новым прочитанным материалом во мне росло удивление, насколько я, и люди вообще, мало имеем представления о процедуре донации, о регистрах, да и о важности этой практики. А точнее, вообще не имеем.
В общем в итоге материал получился не только интересным, но и полезным, но тема донорства кроветворных клеток меня так и не отпустила.
Я решила вступить в регистр. Правда, это было нелегко: в поселке Мостовском Краснодарского края сдать кровь на типирование нельзя — лабораторий у нас просто нет.
Да и вообще поселок у нас маленький — всего 25 тысяч человек. И с каждым годом людей становится все меньше, особенно молодежи. Для пенсионеров здесь рай: тихо, спокойно, чистый воздух, есть термальные источники и базы отдыха. Во всем остальном — так себе: с работой туго, денег у людей мало, вузов даже поблизости никаких нет. Вот молодые и уезжают.
Правда, для себя проблему с отсутствием лабораторий я решила — вступила в регистр доноров костного мозга спустя несколько месяцев в Казани, где отдыхала у родственников. Но на этом не остановилась — вернулась в Мостовской и решила рассказать о донорстве землякам. Провела в поселке акцию «Спаси жизнь — стань донором костного мозга» — нужно было собрать не менее 30 человек, готовых сдать кровь на типирование.
Точнее, сразу две акции. Первая прошла в двух населенных пунктах — в моем Мостовском и соседнем Лабинске, кровь сдали 32 человека. Вторая — уже только в нашем поселке, поучаствовали 17 человек. Потом организовала еще несколько — в общем, всего я смогла привести в регистр 49 человек.
Вообще то, что мне удалось все это провернуть, я считаю чудом. Может быть, хорошо подготовленным, но чудом.
Я часто думаю, о том мальчике, Саше. Я его не забыла, часто он всплывает в моей памяти. Мысленно говорю ему спасибо за то, что он был в моей жизни, — на самом деле тот малыш мне дал силы и уверенности в себе помогать людям. А когда обнимаю своего старшего сына Сашу, на душе спокойно: я сдержала свое обещание.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5