Система такова, что социальный педагог – это палач
Сегодня профессиональный праздник у социальных педагогов. И, конечно, среди этих чутких и ответственных людей есть потенциальные доноры костного мозга. Одна из них, Ксения Свалухина из Тюмени, рассказала Кровь5 о тонкостях работы, подходу к детям и о том, почему она год назад ушла из профессии.
– В школе я всегда была на стороне ребенка, просила, а часто и требовала от коллег уважения к ученикам. Дети приходили ко мне и говорили: «Ну вот что она орет и хамит? Сами же говорите, что любую конфликтную ситуацию надо смягчать, а она орет. Я что, должен молчать?»
Мы требуем, именно требуем, а не просим от ребенка нежности и внимания, а сам взрослый проявляет грубость и резкость по отношению к маленькому, но человеку. «Иванов, ты голову дома забыл, а не тетрадку», – говорит учитель. «Дочь, ты двойку получила, сама и исправляй, твоя ответственность, твои проблемы», – заявляют родители. Человек хорошими поступками на это никогда не ответит. Мама или папа может случайно вскользь сказать «Ты такой глупый» или «Я тебе не верю и не доверяю, ты мне врешь». Детские плечики не способны выдержать такое от самых любимых людей. Для ребенка это удар. Недолюбленность, недовнимание со стороны родителей приводят к низкой самооценке и тяжелым последствиям.
Был такой случай в моей практике: подросток, трудности с которым начались с шестого класса. Все как положено: спад успеваемости, пропуски, стал дерзить взрослым, замечен в драках. И вот уже его рассматривают на заседании совета профилактики за употребление алкоголя. К концу года ребенок перестал посещать уроки. Было проведено множество бесед, приглашали мать в школу, но на контакт она шла неохотно. Хотя возможной причиной была именно она. Молодая женщина всячески пыталась устроить личную жизнь, ставя свои интересы выше интересов ребенка. К счастью, в этом омуте появился спасательный круг – отчим. Он вошел в семью и сумел наладить контакт с мальчиком. В жизни ребенка наступили разительные изменения: восстановился в учебе, стал посещать спортивную секцию, наладил контакт с учителями.
Год назад я ушла с должности социального педагога. Во-первых, бесконечное заполнение бумаг заменяло реальную работу с детьми, соответственно, результаты были ниже. Во-вторых, моя педагогическая политика такова, что любой ребенок – человек и требует к себе уважения и понимания, у любого его проступка есть причины, и с ними и нужно работать. А система образования такова, что социальный педагог – это палач, который казнит ребенка за любую оплошность. Так я не хочу. Сейчас я работаю в поликлинике, специалистом по социальной работе. Занимаюсь реабилитацией детей с задержкой речевого развития и взрослых после инсульта. Со своими школьниками я продолжаю общение, и, не будучи сотрудником школы, делать это гораздо легче. Я могу быть с ними честнее и ближе.
Многие уверены, что, если ребенок трудный, значит, он не открытый и не будет помогать окружающим. Это не так, зачастую такие дети, наоборот, более сердобольны к чужой беде. И если кто-то из моих бывших учеников однажды меня встретит и скажет: «Ксения Геннадьевна, мне вот исполнилось 18 лет, я вступил в регистр доноров костного мозга», то я не удивлюсь, а скажу ему, что он молодец и что я в нем не сомневалась.
Подготовила Шура Ефремова
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5