Людмила Геранина
Как Анастасия нашла своего спасителя в интернете
Встреча донора и реципиента возможна только через два года после пересадки костного мозга. Это делается, чтобы оградить обоих от переживаний, ведь исход трансплантации не всегда благополучный. Однако в эпоху соцсетей сохранить в тайне, какому реципиенту какой донор помог, бывает сложно. Кровь5 узнала как раз о таком случае.
«Ну… здравствуй, братик мой» – довольно странный текст для первого сообщения, но именно такое получил прошлым летом на свой инстаграм-аккаунт Владимир. Дело в том, что он реальный донор костного мозга, а написала ему его реципиентка — Анастасия. Потому и «братик». «Я о тебе знаю с декабря 2018 года», — добавила она.
Анастасия до болезни работала в ФСБ, но не следователем каким-нибудь или разведчиком, а прапорщиком погранслужбы. В 2017 году у нее обнаружили хронический миеломоноцитарный лейкоз.
— Врачи сразу предупредили, что он потом трансформируется в острый миелобластный. Поэтому все лечение нужно только для того, чтобы оттягивать время и искать донора. Вылечить меня могла только пересадка, — рассказывает Анастасия.
Доноров в российских регистрах нашли аж 16 человек, но все они подходили только по девяти генам тканевой совместимости из десяти.
— И вот в сентябре 2018-го мне позвонили и сказали, что нашелся 100-процентный донор, который совсем недавно вступил в регистр. Я плакала! У меня были такие теплые чувства, как если бы мама мне, 15-летней, сообщила, что у меня будет братик, — вспоминает Анастасия.
Донор был из Кировского регистра. Женщина нашла группу регистра во «ВКонтакте» и обнаружила, что там публикуют портреты реальных доноров вскоре после донации.
— Трансплантацию мне сделали 28 ноября, а через две недели в группе появилась фотография Владимира из Иркутска, — говорит Анастасия. — А я уже от своего врача знала, что мой донор оттуда. Так что сомнений быть не могло.
Через месяц после операции, под самый Новый год, Анастасию выписали из больницы, и она отправила своему спасителю анонимное (как полагается) новогоднее поздравление через регистр. Он так же анонимно ответил.
А дальше женщина не только боролась с болезнью, переживала трудности, с которыми сталкивается человек после пересадки костного мозга, но и пыталась больше узнать о доноре. И вот как-то в группе Кировского регистра появился пост о награждении того же Владимира медалью «За содействие донорскому движению».
— Я увидела его фото с награждения и нашла потом аккаунт Владимира в инстаграме, — делится историей своего поиска Анастасия.
Донор добавлял новые публикации редко, а реципиентка не пропускала ни одной записи. Так Владимир, сам того не зная, стал присутствовать в жизни Анастасии и ее семьи. Она скачала себе на телефон несколько его фото, чтобы показывать сыновьям. Младший иногда даже сам просит: «Мама, покажи дядю Вову».
— Мой младший сын, кстати, очень похож на моего «братишку» (я так Вову называю), — отмечает Анастасия. — А у меня после трансплантации проявились черты его характера. «Все, выключи Вову», — говорит мне мама, когда я становлюсь слишком упертая.
Так прошло почти два года. Анастасия не хотела навязываться своему донору раньше положенного срока. И все-таки не выдержала и написала ему личное сообщение в июле 2020-го. «Я тоже в декабре 2018-го тебя вычислил», — сразу признался Владимир.
— Скорее всего, он видел мои комментарии под постами в группе регистра во «ВКонтакте», хотя я там ничего прямо не говорила, — замечает Анастасия. — С тех пор мы общаемся.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5