Людмила Геранина
Интернет, клиповое мышление и мотивация — чем отличаются нынешние студенты-медики
Сегодня День медицинского работника. И мы решили поговорить о людях, которые только выбирают эту профессию. Потенциальный донор костного мозга, доцент кафедры хирургических болезней №3 Ростовского медуниверситета Алексей Орехов рассказал нам о своих студентах и их отличиях от молодых медиков предыдущего поколения.
— Мы преподаем студентам педиатрического факультета на 4-м и 5-м курсе. Это уже осознанные ребята, но обычно они еще не знают, кем хотят быть. Так что мы стараемся познакомить каждого из них со специальностью. Дать понимание, что его ждет. Не просто красивый обход, как в медицинских сериалах, а еще общение с пациентами, иногда очень сложное, необходимость принимать решения. Это вообще самое важное в хирургии — умение взять ответственность на себя. И как бы технологии ни менялись, оно никуда не денется.
Сам я окончил университет в 1999 году, работал в практическом здравоохранении. Потом пошел в аспирантуру и с 2008 года преподаю.
Так вот, нынешние студенты отличаются от моих сверстников большей степенью мотивации. Он все время хотят знать больше.
Тут свою роль играет интернет, дающий гораздо больший объем знаний. Но ребята иногда не могут правильно эту мозаику сложить. Раньше путь был один — библиотека, и мы помогали добыть знания, а теперь помогаем структурировать. Информации очень много, интересные вебинары проводятся каждый день, а помочь все это усвоить — задача преподавателя.
В 1990-е годы шла колоссальная ломка, мы не знали, с чем дальше столкнемся. В итоге процентов 50–60 моих однокурсников ушли в медицинский бизнес. Сейчас больше возможностей проявить себя именно в медицине. Вплоть до того, что наши выпускники могут быстрее начать делать операции. Раньше была такая поговорка «Ты должен 15 лет работать на хирургию, и потом только она начнет работать на себя». Сейчас ребята через полтора-два года после выпуска проводят очень серьезные операции.
Примечательно, что меньше стала доля студентов из медицинских семей. Те, кто в медицине работает, отговаривают сыновей и дочерей от этой профессии. Зато в нее идет очень много детей из семей, никак не связанных с медициной. Они более мотивированы и действительно хотят попробовать себя в этой сфере.
В 1990-е в моде были такие блатные специальности, как акушерство и гинекология, дерматология. Сейчас популярна реаниматология, кардиохирургия. И, что примечательно, в хирургию идет больше девочек. В научном кружке, который я веду, их вообще процентов 70. А раньше ведь хирургия считалась мужской специальностью. Но все меняется. Хирургия стала менее инвазивная, более технологичная. Таких физических нагрузок, многочасовых стояний на ногах, как раньше, она уже не требует.
Сначала мы встретили дистанционное обучение в штыки, а потом через несколько месяцев перестроились и научились заинтересовывать студентов, контролировать их внимание.
Раньше основной формой была классическая лекция, сидят все в колпачках, чинно-благородно. Сейчас, наоборот, надо более ярко давать информацию.
У молодых людей более клиповое мышление. Поэтому в занятиях приходится использовать больше наглядных материалов, видео. Мы теперь постоянно выкладываем в соцсети небольшие ролики. Еще полезно ставить проблемы, которые заставляют задумываться. Например, как донести до пациента плохую новость. И студенты хорошо включаются в такое обсуждение.
Обучение стало более ситуационным, когда описываешь ситуацию и спрашиваешь, кто бы как поступил. В общем, процесс преподавания из-за пандемии не прерывался, к нашему удивлению. Конечно, в нашей специальности много практических вещей, которые дома не отработаешь. Поэтому, когда можно было, мы старались встречаться в аудиториях и отрабатывать навыки.
Сложнее всего пришлось ординаторам. Они ведь пошли в ординатуру по одной специальности, а оказались в ковидной зоне, где приходится заниматься не хирургией, а немножко другими вещами. Нужно было владеть современными методиками интубации, работать с наркозными аппаратами, аппаратами искусственной вентиляции легких, быстро ориентироваться в лабораторных данных. Пришлось переквалифицироваться, но, конечно, это даст небольшой провал по не связанным с эпидемией специальностям. Это проблема, которую со временем придется решать академиям постдипломного образования.
Наша университетская клиника не ковидная. Но большинство моих студентов устроились медбратьями в другие больницы и работали в «красной зоне». Никто никого силой не загонял, ребята пошли туда добровольно и получили очень большой пласт знаний. Теперь они гораздо более подготовлены, чем мы в 1990-е.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5