«Стараюсь помогать. Просто не могу пройти мимо»
Елена Межевкова не только состоит в Национальном РДКМ, но и активно продвигает донорство костного мозга в родном Пскове. Кровь5 она рассказала, почему этим занялась, а еще о том, как в 30 лет начала учиться на онколога.
Ко Всемирному дню донора костного мозга, который отмечался недавно, Елена с представителями местного отделения Красного Креста провела донорскую акцию в сквере самого большого в городе вуза — Псковского государственного университета (ПсковГУ). Елена рассказала самое важное, что нужно знать о донорстве костного мозга, а потом предложила желающим сдать образец буккального эпителия — информационные брошюры и наборы для взятия мазков на генотипирование ей передал Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальный РДКМ). В результате буккальный эпителий сдали 12 добровольцев.
Следом была акция в Великих Луках Псковской области, на которой Елена из-за занятости не присутствовала, но помогала в организации, — по ее итогам биообразцы для вступления в регистр предоставили еще 15 человек.
— Сама я вступила в Национальный РДКМ летом 2018-го, тогда такого способа еще не было — я сдала кровь в отделении «Инвитро», — вспоминает она. — Я не знала, что туда можно прийти в любое время, и пошла в рамках недельной акции, посвященной донорству костного мозга, которая проходила в городе. С тех пор интересуюсь этой темой — получается, уже четыре года.
А вообще о донорстве костного мозга Елена слышала и прежде. По образованию она фельдшер, на занятиях упоминали, что пересадка костного мозга может помочь при тяжелых заболеваниях. Еще время от времени ей попадались посты в соцсетях о сборах на поиск и активацию донора костного мозга за рубежом.
— Я задумывалась каждый раз: Россия такая большая, что мешает найти подходящего донора среди своих сограждан?! — рассказывает Елена.
— Фонд «Клуб добряков» как-то помогал с таким сбором псковской девочке. Я заинтересовалась и начала искать информацию. Узнала, что у нас в стране очень мало потенциальных доноров, читала про Германию и Израиль, где большие регистры… Что кровь можно сдавать, многие ведь знают. Что это после ДТП, каких-то тяжелых операций, травм спасение для человека. А почему с донорством костного мозга не так?!
Кстати, сама Елена — регулярный донор крови. Она сдает плазму с 2017 года и приближается к статусу почетного донора.
— Когда училась, мы ходили по больницам, видели, что людям переливают кровь — в реанимации, хирургии, травматологии. Что требуется кровь. И для меня это не страшно: ты просто приходишь, сдаешь кровь — и спасаешь кому-то жизнь, — говорит она. — Я по-другому не могу мыслить. Помогать для меня — норма жизни. Ну и, чего уж скрывать, плюс два выходных дня и какую-то денежку получаешь.
И если с донорством крови все более или менее понятно, то с донорством костного мозга сложнее. В этом Елена убедилась на своем примере: недавняя донорская акция в Пскове была у нее не первая.
— Я прежде всего, разумеется, обращалась к друзьям, знакомым с предложением вступить в регистр, и порой, бывало, слышала отказы, — рассказывает она. — Когда говорят: «Я боюсь», это нормальное человеческое чувство, страх неизвестного. Другое дело, когда слышишь: «зачем это надо, тебя в базу какую-то занесут», или какие-то фантастические теории, или что в спину будут втыкать иголку.
Да, такое случается. Но и интересующиеся есть, отмечает Елена.
— Псков — небольшой город. И хотя я не публичная персона, но информация расходится, и ко мне обращаются, спрашивают, как вступить в регистр, — делится она. — Недавно девушка написала, я ей все рассказала — и про буккальный эпителий, и про «Инвитро», — она ответила, что в медофис обратиться ей удобнее. А с другой девушкой списались, я к ней ездила с палочками для взятия буккального эпителия…
— Если я хотя бы одного человека привлекла в регистр — это, думаю, уже шаг к тому, что, возможно, через какое-то время он сможет помочь своему генетическому близнецу, если тому, не дай бог, конечно, понадобится пересадка.
Такую возможность Елена видит и для себя.
— У меня к самой себе был вопрос: что, если раздастся звонок и мне сообщат о совпадении, как я отреагирую, испугаюсь ли? — признается она. — К такому, по-моему, нельзя отнестись безразлично. Все-таки это жизнь человека! А у него родные, близкие, семья. Есть мечты, будущее. Как у каждого из нас. В общем, для меня важно рассказывать, чтобы люди знали, что есть такая возможность помочь, которая ничего особенного не требует от человека. Просто заполнить анкету, сдать образец крови или мазок буккального эпителия. А по итогам, может быть, спасти чью-то жизнь.
У Елены есть и свое видение, как можно было бы продвигать донорство костного мозга.
— Я сейчас работаю на автобазе, по утрам отпускаю водителей в рейс. Многие из них сдают кровь регулярно, чтобы были отгулы. Почему бы и нет?! — рассуждает она. — Мне кажется, государство должно как-то заинтересовать становиться потенциальными донорами костного мозга. Понятно, что это не должно быть стимулом, иначе может начаться какое-то мошенничество. Но в дальнейшем для человека, который стал реальным донором, можно было бы придумать какое-то поощрение. Спасти жизнь — это главное. И важно, что ты не несешь никаких финансовых обременений — фонды помогают с проездом к месту донации и т. д. Но человек так устроен: ему важна какая-никакая благодарность, даже символическая, например медаль донора костного мозга. Что-то такое, что могло бы вызвать у людей интерес к теме, чтобы создать позитивный фон вокруг нее. Сейчас информированность очень небольшая.
Рассуждает Елена по своему волонтерскому опыту, а он у нее обширный. Около десяти лет она помогает в устройстве бездомных животных, откликается на просьбы поддержать одиноких пожилых людей. В свое время помогала семьям с детьми с инвалидностью. Сейчас Елена — волонтер местного ресурсного центра поддержки добровольчества, а еще помогает фонду «Русь», который предоставляет продукты нуждающимся.
— Стараюсь помогать. Не могу пройти мимо. Хочется больше — не все получается, — замечает она.
Работа, волонтерство, домашние дела — «круговерть», говорит Елена. И остается только восхищаться, что она еще и учится, причем очно, да к тому же на врача!
— Я учусь на медицинском факультете ПсковГУ, хочу стать онкологом, — рассказывает Елена. — Три года я проработала в онкодиспансере, на УЗИ. И спустя время поняла, что цели мои масштабнее. Я пошла учиться в позднем возрасте — в 30 лет, сейчас мне 34, я на 4-м курсе. Мне интересно развиваться в этом направлении, несмотря на возраст, на какие-то перемены в жизни. Все в ней так переплетено — я не разграничиваю учебу, работу, волонтерскую деятельность.
Еще бы хватало времени на прогулки в лесу…
— Я сажусь в машину, уезжаю за город и просто хожу по лесу. Мне нравится собирать ягоды, грибы. Когда приходится работать с большим числом людей, бывает тяжело. И такие прогулки очень помогают, — замечает признается Елена.
Подготовила Мария Портнягина
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5