Шура Ефремова
Без коровы и на железной «раечке»
Сегодня Международный день сельских женщин, который в России отмечается уже не один год, но воспринимается многими как какая-то экзотика вроде национального индейского праздника и дня начала зимнего кочевья. Мало о ком у наших соотечественников столько стереотипов, сколько о жительницах села. В общем, мы попросили разобраться в вопросе двух сельских женщин, потенциальных доноров костного мозга, — нашего постоянного автора Шуру Ефремову и руководительницу клуба в сибирском селе Людмилу Савченко.
— О-о-о, круто! Ты будешь писать про таких тетенек, у них еще грудь большая, и они у коров молоко берут, — восторженно выдала моя знакомая коренная москвичка, услышав, что я готовлю материал о сельских женщинах.
— Доярок, ты имеешь в виду? — попыталась уточнить я.
— Доярок, точно. Слово это забыла, — ответила москвичка с высшим образованием и приличной должностью.
И оказалось, что приятельница моя в своем мнении не одинока, в интернете дела еще хуже. Из первой найденной мной статьи я, например, узнала, что «сельские женщины ходят с немытой головой и грязью под ногтями, а городские более высококультурные».
Сама я еще совсем недавно была сельской женщиной и, к слову, никогда к скоту ближе чем на 15 метров не подходила, и грудь у меня средненькая такая, и платка на голове никогда не носила. Так же как и городские дамочки, я каждый день мылась, регулярно делала маникюр, педикюр. Работала не в поле с пастухом, а за компьютером в уютном кабинетике. И в промежутках рассказывала землякам о костном мозге, предлагала им пополнить базу доноров кроветворных клеток ради спасения жизни тяжелобольных людей.
Кстати, когда я организовала в родном селе Ермаковском Красноярского края донорскую акцию, пришли на нее в основном женщины. Без лишних вопросов и сомнений они закатывали рукава и подписывали анкеты-соглашения. Никто из них не спросил: «А это для меня опасно? А мне будет больно?» Интересовались только одним: «А как скоро я подойду? Когда меня выберут? Я готова прям сейчас ехать, если надо». Одной из первых пришла Людмила Савченко.
«Мое убеждение такое: если можешь помочь, помоги, — заявила она. И пояснила: — В моем переулке за последние 20 лет не от рака умерли всего два человека. Остальные — все от него, и дети, и взрослые. Это страшно, а если их выздоровление зависит от меня, я готова им помочь. И за подвиг это не считаю. Я поддерживаю любое донорство — если надо посмертно органы отдать, я тоже за».
Люда — художественный руководитель дома культуры, устраивает в селе все праздники и народные гуляния. Она поет, танцует, читает монологи и воспитывает одна троих детей. Училась в колледже искусств в ближайшем городе. Познакомилась там с будущим мужем, горожанином. Он был старше нее на 13 лет, с восьмилетней дочкой от предыдущего брака. Люда с ней подружились, но, когда приемной дочери исполнилось 18 лет и воспитанием ее уже не нужно было заниматься, муж собрал вещи жены и троих общих детей, сунул тысячу рублей на дорогу и отправил обратно в село. Люду это не сломило, а наоборот, закалило характер. Ей-то я и решила позвонить, чтобы побеседовать о сельских женщинах.
— Говорят: «Можно девушку вывести из деревни, но деревню из девушки — никогда».
— Забавная фразочка, не более того. Что самое интересное, это даже не пословица и не поговорка, и неизвестно, откуда пошло выражение. Если его автор хотел сказать о безвкусице и внешнем виде, то и в городе есть женщины и девушки, не умеющие следить за собой и подбирать правильно одежду.
— А как сельские девушки следят за собой? Многие думают, что они ходят с немытой головой.
— Мне кажется, что, наоборот, мы, сельские женщины, больше уделяем себе внимания. Я в свои 35 лет выгляжу моложе своего возраста, причем без ботокса. Каждый день увлажняю кожу гиалуроновой кислотой, летом — природной косметикой, хожу регулярно в салоны. Девушки у нас делают наращивание ресниц, я тоже, кстати. Да-да, в селах сейчас все это есть. Свеклой и углем не пользуемся.
— Ты говоришь, больше уделяешь себе внимания. Это из-за свободного времени? А как же «женщина в селе встает на работу с петухами и ложится только с закатом солнца»?
— Я приезжаю в город, и меня бесят пробки. За этот час, что нужно ехать из точки А в точку В, я в своем селе успеваю сделать кучу всего: дома все дела переделаю и себе внимание уделю.
— Один мой знакомый выразился так: «Сельская девушка проста, она не требует многого, она не ждет, что в кровать ей будут нести кофе, дарить цветы. Сельская девушка лишена романтизма и знает, как должен вести себя настоящий парень». Люда, расскажи уже наконец всем женщинам, как должен выглядеть настоящий парень.
— А как он должен выглядеть? Вообще, корежит от слов «настоящий мужчина», «настоящая женщина». По мне, любой мужчина — настоящий. Просто он может быть хорошим человеком, а может быть плохим. Сельская женщина нетребовательна? Но как она может быть нетребовательна? Мы так же хотим цветов, подарков, романтических ужинов, встреч в кафе, походов в кинотеатр. Мы просто реалистичнее. Если у человека нет денег, то требовать ничего в этом плане не будем и уходить от такого человека не станем. А ухаживать человек может и без цветов и подарков. Женщина — везде женщина, повторюсь, всем нам хочется новое платье, духи, конфетки и, конечно, власть над миром.
— Сельские женщины мечтают выйти замуж за городского парня? Тоже, кстати, миф из интернета.
— Три ха-ха и сбоку бантик! Мой бывший муж всем хвастался, что он взял жену деревенскую. При этом я, деревенская, жила в благоустроенном особняке в 100 квадратов. Я не знала, как топить печку, за меня тяжелую домашнюю работу делали братья. И я к нему, к городскому, пришла жить в деревянный барак полублагоустроенный. У нас не было в доме воды, туалета, бани — ездили мыться к его родственникам. Я у него в городе научилась таскать по 24 ведра воды в день, чтобы стирать руками. Я вообще выросла в интеллигентной семье: папа военный, мама воспитательница детского сада, по маме у меня пять поколений учителей. И, конечно, я зачитывалась книгами, а вечерами слушала стихи, которые мне читала мама.
В общем, я никогда не мечтала выйти замуж за городского, и в моем окружении не было таких девушек, и сейчас, общаясь с молодежью, я не слышу такого.
— А в городе ты хотела бы жить?
— В небольшом провинциальном городке — да, но только в частом доме. Я не смогу жить в квартире, где справа, слева, снизу, сверху другие люди.
— Говорят, в селах женщины крепче и детей рожать не разучились.
— Наверное, да. Все-таки в селах не так разрушены семейные ценности, как в городе. В городе больше насаждают образ гордой независимой женщины, которая может все. У нас женщина — это мать. Семья важна, человек не должен быть один, без детей.
— Получается, карьера — это не для сельской женщины?
— У нас в селе есть предпринимательница, которая открыла большой салон красоты — там не только подстригают волосы, там есть все, что есть в больших мегаполисах. И она сейчас обучает молодых специалистов и дает потом им работу. Она захотела, и она сделала себе карьеру. У нас вообще много женщин занимают высокопоставленные должности, и многие долго стоят у власти, по десять лет.
— А сколько получают в селе?
— Коэффициент в селах выше, и зарплата, соответственно, больше. У нас две школы, пять детских садов, куча магазинов, военная база, кафе, у людей хорошо развито фермерское хозяйство. Возможно, прозвучит банально, но если у человека есть образование, то у него будет работа. Моя зарплата — порядка 40 тысяч рублей. Так что хватает и на бытовые нужды, и на еду, и на развлечения.
— Расскажи, как в селе развлекаются.
— Ой, ну собираются девки, кучкуются, подходят к окну гармониста, кричат его. Выходит Ванька — обычно гармонисты все Иваны. Он поправляет кепку, одергивает рубаху, садится на лавочку, разводит гармонь и поет: «Светит месяц, светит яркий»… Примерно так вы нас представляете? Конечно, так давно никто не отдыхает, даже поколение 60+. Если говорить про молодежь, то она очень много гуляет. Ходят в спортзал, бары и кафе, катаются на машинах — все как в городе. Автолюбители устраивают разные гонки в грязи. Я гоняю на своем мотоцикле Racer Magnum, зову его нежно «раечка».
— А тебя твои сельчане не считают выскочкой?
— Может, и считают, но я не слышала. Хотела бы услышать, если такое есть. Соседи посматривают хмуро, когда я на байк сажусь в своей кожаной куртке и брюках. Говорят, так мать не должна себя вести.
— Люда, а какие темы обсуждается в селах? Например, в городах сейчас много говорят про однополую любовь, полигамию, феминизм. Как с этим у вас? Обсуждается или нет?
— Увы, я не знаю, есть ли в Ермаковском ЛГБТ-пары. Но чаще жителей села беспокоят непривязанные собаки, плохие дороги и сезонное, про картошку: «А вы уже выкопали картофель? Ой, а мы еще нет!» И, конечно, коронавирус обсуждают.
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5