Группа крови «ВКонтакте» – Кровь5

Никита Аронов

Группа крови «ВКонтакте»

Как два человека с противопоказаниями к кровосдаче за десять лет создали главное русскоязычное сообщество доноров

Едва первокурснику Казанского государственного университета Руслану Шекурову исполнилось 18 лет, он сразу пошел сдавать кровь.

– Очень хотелось быть хоть чем-то полезным, – вспоминает он сейчас, 16 лет спустя. – Казалось, что мир слишком большой, а мне нечего ему дать. И было радостно, что я кому-то помог – своей кровью.

Как потом выяснилось – нет, не помог. При следующей попытке сдать кровь в 2007 году молодого человека забраковали. Сказали, что в той, первой партии обнаружен гепатит B. Руслан удивился, проверился, никакой болезни у него не нашли.

Оказывается, ложноположительный результат на гепатит – не такая редкая история в донорстве. И кровь при этом, естественно, пропадает.

Чуть позже у Руслана и вовсе развилась язва двенадцатиперстной кишки, а это уже стопроцентный отвод.

Все это не мешало ему организовывать акции по сдаче крови в студсовете. Он там был культоргом, но приложил руку к самым разным мероприятиям, и к донорским, и к экологическим. Шел 2008 год, и людей на станцию переливания зазывали эсэмэсками примерно такого содержания: «Ребенку 3 лет нужна кровь II отрицательная». Причем получали такое сообщение все, кто уже побывал донором и оставил мобильный телефон, независимо от собственной группы крови.

Руслан, конечно, понимал, что это не очень эффективно, и придумал сделать базу доноров-студентов в Excel, чтобы можно было всегда найти нужного человека с подходящей кровью и позвать его лично. Но проект не запустился, Руслан окончил университет, пошел в аспирантуру и всерьез занялся изучением органического синтеза. А донорство на время оставил, чтобы в 2010 году вернуться к старой идее с новой технологией.

– Тогда набирал популярность «ВКонтакте» , – вспоминает Руслан. – В нем появлялись группы по интересам, иногда самые дурацкие: «Любители лопать пупырышки», «Родившиеся 25 октября». А эсэмэски о том, что умирает ребенок и ему нужна кровь, продолжали сыпаться. И как-то по дороге на работу я подумал: а почему бы не сделать базу доноров прямо в сети «ВКонтакте». Вот же доноры, как на ладони, пиши любому.

В ноябре 2010 года Руслан создал сообщество со скучным названием «Поиск доноров крови» (месяц спустя он после небольшого опроса переименует его уже в DonorSearch) и написал письмо Павлу Дурову.

Идея была простая – установить в профиле «ВКонтакте» дополнительную опцию. Чтобы можно было указывать не только город, место учебы или отношение к курению, но еще и группу крови. Дуров на письмо Руслана не ответил, не ответил и на следующее письмо, и на многие другие, которые ему писали пользователи-доноры. Устав ждать, Руслан придумал, как сделать все то же самое, обходясь уже имеющимися настройками.

В социальной сети тогда хорошо работал поиск по интересам и видам деятельности. Можно было написать, что любишь мороженое или, например, группу «Сплин». Потом нажать на эту запись в своем профиле и найти единомышленников. В общем, Руслан придумал писать в этом поле «группа крови» и так искать своих. Правда, поиск начал активно выдавать фанатов Виктора Цоя. Тогда писать эти два слова решили слитно, добавляя собственно группу и резус-фактор. У самого Руслана, например, было написано «группакрови = 3пол». Ну то есть III(+). За 2011–2012 годы эта система помогла найти 50 доноров. В группе к концу этого времени накопилось уже почти 10 тысяч человек.

В 2013 году сообществу наконец помог Павел Дуров. На письмо Руслана он, правда, так и не ответил. Зато в рамках своего меценатского проекта Start Fellows выделил DonorSearch грант в 750 тысяч рублей, которые Руслан потратил на разработку. Было написано первое донорское приложение «ВКонтакте» и создан сайт DonorSearch.ru.

А Руслан понял, что проект уже выходит за рамки простого интернет-сообщества. В декабре 2013-го он зарегистрировал НКО. В общем, это был во всех смыслах переломный год. А еще в 2013-м к проекту присоединилась Анастасия Сутягина.

База знаний

Анастасия родилась 14 июня – как раз во Всемирный день доноров крови. Но саму ее в доноры не берут.

При росте 170 см Настя весит 48 кг и никак не может набрать больше, хоть ты объедайся, хоть мышечную массу наращивай. В регистр доноров костного мозга девушку приняли авансом – вдруг пополнеет.

Но пока вес остается на прежней отметке.

В донорство Настя пришла случайно. Родом она из Краснодарского края. В 2012 году в этом регионе было наводнение, в городе Крымске. Девушка узнала, что можно туда поехать помогать пострадавшим местным жителям на автобусе от управления по делам молодежи. Там Настя не только вычищала грязь и ил из затопленных домов, но еще и перезнакомилась с активистами самых разных мастей. Вернувшись, пришла в это самое управление по делам молодежи, где стала работать с волонтерами.

– Там мы часто организовывали донорские акции и помогали больным искать доноров. Однажды ко мне обратились родственники коллеги, у них там кому-то из родни нужна была кровь, – рассказывает Настя. – Я начала искать и в какой-то момент наткнулась на DonorSearch. Все запросы тогда обрабатывались вручную. Думаю, сам Руслан с моим запросом и работал. А потом прислал мне список подходящих краснодарских доноров с указанием на их профили «ВКонтакте». Я как раз уже хотела уйти из управления по делам молодежи. И в 2013 году пошла к Руслану работать с соцсетями. Поначалу – бесплатно, как волонтер.

По образованию Настя – филолог, поэтому в сообществе сразу появилось много оригинальных текстов. Девушка собирала истории людей, которые искали доноров и нашли. Брала у них интервью. Чтобы разнообразить контент, начала рассказывать о донорских практиках в других странах. Сейчас DonorSearch, пожалуй, самая подробная русскоязычная база знаний о донорстве крови.

В 2014 году сайт перенесли в зону .org. И начали помогать искать доноров в других странах: в Украине, Казахстане. Появились первые бонусы для тех, кто регулярно сдает кровь.

Одна всероссийская сеть кинотеатров дарила активным донорам билеты в кино. Постепенно к проекту начали всерьез относиться и те, кто по долгу службы занимается переливанием крови.

– Еще в 2010 году я пришел в Казанский центр крови и предложил запустить в Татарстане пилотный проект по поиску доноров, – рассказывает Руслан Шекуров.

–На меня смотрели как на дурачка, – вспоминает Руслан. – Там сидели женщины 4050 лет, «ВКонтакте» не пользовались, а тут появляюсь я с какой-то непонятной штукой. Мне сказали: иди отсюда, мальчик, не мешай. А теперь казанский центр крови – наш самый большой друг. Я могу им позвонить и организовать съемку. Мы проводим совместные мероприятия.

В 2015 году DonorSearch и Казанский центр крови заключили соглашение о сотрудничестве. Постепенно к поддержке проекта присоединялись и другие российские станции переливания.

– У меня позиция как у Ганди: сначала нас не замечают, потом борются с нами, а потом принимают как неизбежность и просят сотрудничества, – улыбается Руслан.

Дела, впрочем, шли далеко не безоблачно. К концу 2016 года деньги дуровского гранта иссякли. Разработчик отказался от проекта, и не умеющий программировать Руслан остался один на один с недоделанным новым сайтом. Спасением стал Фонд президентских грантов. В 2017 году DonorSearch выиграл один из первых его конкурсов. К тому моменту основатели проекта уже знали, куда надо двигаться.

Сообщество единомышленников

Примерно в этот момент пришло понимание, что DonorSearch не просто группа «ВКонтакте». Что это большое сообщество людей, которые разделяют общие ценности. Притом, что далеко не все во внешнем мире эти ценности разделяют.

– Донорство – благородный поступок. Казалось бы, он должен полностью одобряться обществом. Но такой человек приходит на работу, рассказывает, что сдает кровь, и сталкивается с непониманием. Его спрашивают: зачем ты это делаешь? А начальник еще добавляет: ты кровь в свободное от работы время, конечно, сдавай, это твое дело. Но если будешь отгулы брать – уволю, – объясняет Настя. – И мы создали такое место, где доноры могут общаться с единомышленниками.

Дело не только во взаимной моральной поддержке и шуточках для своих. Тут можно задать любой вопрос по теме и быстро получить ответ. Новички приходят и спрашивают совета опытных доноров. Выходит журнал, в котором можно, например, пройти тест на понимание врачебного почерка. Или узнать, как правильно питаться после сдачи крови. Теперь DonorSearch поддерживает и донорство костного мозга. В конце сентября даже запустили чат-бот в Телеграмме по этой теме. В общем, сейчас Руслан, Настя и их коллеги делают то, что называется модным словосочетанием «развивать сообщество».

– Наша задача больше не в том, чтобы искать донора для какого-то одного пациента, а в том, чтобы управлять потоками доноров. Чтобы обеспечивать все потребности центров крови каждый день, – объясняет Руслан.

По подсчетам ВОЗ, для нормальной бесперебойной работы служб крови на тысячу человек должно быть около 40 доноров. В России их примерно вдвое меньше. Но распределены доноры неравномерно. В некоторых городах их даже переизбыток. Добровольцы записываются и неделями ждут очереди, чтобы сдать кровь.

Когда началась эпидемия COVID-19, доноры, люди законопослушные, резко сократили социальные контакты и самоизолировались. И запасы крови на станциях переливания стали резко снижаться. Тогда DonorSearch развернул целую кампанию по поддержке донорства в эпидемию. Часть идей пришла изнутри. Так, студенты Московского государственного психолого-педагогического университета запустили хештег #оставайсядонором, и Руслан с соратниками начали его активно поддерживать. Да и просто вынесли проблему нехватки крови в публичное пространство.

– Некоторые больницы опасались говорить о дефиците, зато о нем говорили мы, – рассказывает Руслан. – Мы договорились с «ВКонтакте». Там нам дали бесплатную рекламу, таргетированную на донорскую аудиторию.

А еще DonorSearch вел переговоры с «Яндекс.Такси» и «Ситимобил». И агрегаторы выпустили купоны для доноров, которые целиком или почти целиком покрывали затраты на дорогу до центра крови и обратно.

Всем этим занимается небольшая группа людей. В штате помимо Руслана и Насти еще пять человек, среди них Настина помощница по SMM, редактор журнала, специалист по бонусной программе. Люди эти разбросаны по всей стране. Настя по-прежнему живет в Краснодаре, ее помощница – в Ростове-на-Дону. А волонтер, координирующий донорство костного мозга, – вообще на Чукотке. Штабом проекта считается Казань, но номинально. Там сидит только сам Руслан и команда разработчиков, которая работает по разовым договорам.

Главный источник существования проекта – гранты. Но основатель DonorSearch уверен, что к сотрудничеству можно привлечь и бизнес.

– Доноры – это взрослые люди, они потребляют какие-то ресурсы, поэтому работа с ними может быть интересна бизнесу, – объясняет он. – Предприниматели могут поддержать донорское движение, а мы расскажем донорам о нашем спонсоре. Недавно мы, например, провели фестиваль «Пульсация» вместе с МТС. По моим подсчетам, нам нужно 3 млн рублей в год, чтобы не исчезнуть. А если мы хотим хорошо развиваться, то 10 млн рублей.

В DonorSearch сейчас больше 250 тысяч участников со всей страны. Из них активно участвуют в донорстве и жизни сообщества 10 тысяч. А примерно 200 самых активных постоянно общаются в телеграме. Женщин в сообществе больше, чем мужчин, что вообще характерно для донорского движения. Основная аудитория проекта – люди от 25 до 34 лет, 18–24-летних меньше.

Пример для государства

– Донорство не так престижно, весело и модно среди молодежи, – констатирует Руслан. – Много других отвлекающих факторов.

Отчеты Службы крови показывают, что число доноров за десять лет уменьшилось, а среди них стало меньше молодых. В совместном проекте ТАСС, Службы крови и Федерального медико-биологического агентства можно увидеть, что доля 18–25 летних доноров с 2009 по 2019 год снизилась с 31 до 25%.

– Как привлечь молодых доноров – это самый главный вопрос, о котором думаем не только мы. Их число сокращается во всем мире. В Великобритании в прошлом году отметили такие же тенденции, – говорит Настя. – Пожалуй, только в США получается привлечь молодежь. Они придумывают очень креативные акции.

Например, в 2019 году, когда вышел последний сезон «Игры престолов», американцы устроили целое театрализованное действо для доноров в декорациях фильма.

– Мы спрашивали у наших молодых доноров, что нужно изменить. Они говорят, что слишком мало социальной рекламы, – рассказывает Настя. – Еще есть гипотеза, что молодежь надо привлекать через блогеров. Но чтобы это работало, блогеры и сами должны быть донорами. Иначе кто за ними пойдет?

Но среди блогеров таких немного, зато, как ни странно, хватает противников донорства.

– Сейчас много звезд инстаграма от альтернативной медицины. Одну такую девушку спросили про донорство, а она начала объяснять, как это вредно с точки зрения здоровья и «высоких энергий». И это на аудиторию в 1 млн человек, которые на нее подписаны! Это откровенное вредительство, – возмущается Настя.

При этом о донорстве и так ходят самые нелепые мифы. Как-то на DonorSearch их собирали в целую коллекцию для одного проекта. Выяснилось, например, что, по мнению ряда наших соотечественников, «если девушка сдает кровь, она не может иметь детей».

Откуда они это взяли, понять невозможно.

Конечно, над привлечением молодых доноров активно работает и государственная Служба крови. По крайней мере, очень об этом беспокоится. Но DonorSearch как минимум эффективно их дополняет.

– У Минздрава и Службы крови есть своя программа развития. Но там сидят, скажем так, взрослые люди. Они не умеют разговаривать на языке молодежи и боятся быть слишком креативными, – объясняет Настя.

– Они сделали мобильное приложение, запустили программы лояльности. У них есть на это деньги, – рассказывает Руслан. – Но они пока не работают с сообществом. То есть делают то, чем мы занимались в 2015–2016 годах. Конечно, скопировать наш успех при их ресурсах можно за полгода. Если они сделают то же самое и у них это будет прекрасно работать, значит, мы молодцы. И своими силами подтолкнули государство и Службу крови стать лучше.

Фото: DonorSearch


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также
30 ноября 2023
27 ноября 2023
21 ноября 2023
17 ноября 2023
13 ноября 2023
08 ноября 2023
30 ноября 2023
30 ноября 2023
29 ноября 2023
28 ноября 2023
23 ноября 2023
23 ноября 2023