Никита Аронов (текст), Валерий Титиевский (фото)
И в огонь, и в регистр
В новосибирском учебном центре для пожарных 42 человека стали потенциальными донорами костного мозга. Главный редактор Кровь5 отправился к ним в гости.
Потенциальному донору Евгению Гайченко 24 года, раньше он работал на железной дороге, а пару лет назад решил стать пожарным. И все это время ездил на вызовы, но был на подхвате – без доступа к огню и технике. Разматывал и сматывал шланги, ставил лестницы. Долго ждал, пока его отправят учиться, и наконец дождался. Сегодня у Евгения один из выпускных экзаменов.
Стол перед преподавателем уставлен пластмассовыми головами, одни черные, другие сине-блестящие, но у каждой дырка во рту. А сзади – трубка, подведенная к манометру. И все это вместе – приборы для проверки дыхательных аппаратов. Пожарный должен воспользоваться таким при заступлении на дежурство. Если, конечно, относится к газодымозащитной службе, или ГДЗС, как говорят обожающие аббревиатуры эмчеэсники. Так вот, ГДЗС – это те самые отряды пожарных, одетых в огнеупорную одежду и с воздушными баллонами за спиной, которые могут заходить в задымленные помещения.
Все остальные тушат пламя снаружи, а эти идут прямо в огонь и спасают людей.
Конечно, такому опасному делу надо учиться. Сделать это можно здесь – в ФАУ ДПО УЦ ФПС по НСО. Мы сэкономим ваше время и расшифровывать аббревиатуру не будем, но, в общем, это пожарный учебный центр для всей Новосибирской области.
Сейчас тут учатся группы начинающих пожарных, командиров отделений, заместителей начальников караулов и офицеров государственного пожарного надзора. Курс занимает три месяца и во многом совпадает у всех групп. Каждого учат и правовой базе, и работе в задымленном помещении, и вязке спасательной петли – за конструкцию и на пострадавшего. Ну и физические нормативы надо сдать, даже если ты инспектор пожнадзора.
Еще здесь изучают пожарную тактику. По ней проводят натуральные тактические занятия – например, на макете здания отрабатывают, с какой стороны должны заходить пожарные расчеты. В учебном центре есть для этого макеты пятиэтажки и 12-этажной башни. А потенциальный донор костного мозга Елена Куклова преподает пожарную профилактику – сложный и теоретически нагруженный предмет, рассказывающий, из чего состоят здания и конструкции и как они горят.
– Мы готовим пожарных к тому, чтобы, выехав на пожар, они могли оценить степень горения. И уже исходя из этого решить, можно ли лезть внутрь или нельзя, – объясняет Елена. И добавляет: – Конечно, наши мужчины все равно лезут в огонь.
– Почему решили стать донором костного мозга? – спрашиваю ее я.
– У меня брат умер от рака. Не рака крови, но тоже тяжелого, – на глазах у Елены появляются слезы, хотя уже три года прошло. – У нас многие девчонки вступить хотели, но не подошли по весу. Только у меня было 50 килограммов. Остальные очень худенькие.
В середине декабря в учебный центр пришла руководитель Сибирского регистра доноров костного мозга Екатерина Кузнецова. Прочла лекцию и предложила всем желающим прямо на месте сдать мазки буккального эпителия для вступления в регистр. Откликнулись 42 человека.
– У нас почти вся группа вступила, – рассказывает Евгений Гайченко. – Я про себя тогда подумал, что это возможность спасти чью-то жизнь. Шанс невелик, что я понадоблюсь, но, если он выпадет, буду чувствовать себя так, что не описать словами.
Дымное помещение
Прежде чем допустить пожарных работать в настоящем огне и дыму, их тренируют в искусственном. Для этого предназначены специальные теплодымовые камеры. Естественно, все зовут их сокращенно – ТДК. Это синие железные контейнеры на задах здания. Нам даже отпирают одну из них посмотреть.
Основное внутреннее помещение разделено решетками по вертикали и горизонтали на два уровня и много отсеков. Вход и выход всегда в одних и тех же местах. Но вот путь каждый раз новый, потому что решетки – на электронных замках. И одни наглухо заперты, а другие можно открыть. Получается такой решетчатый двухуровневый лабиринт. При этом для имитации пожара внутри создают высокую температуру, пускают сценический дым. Мигает свет, а из динамиков раздаются атмосферные звуки и крики о помощи. В общем испытание напоминает форт Байярд, если бы не надо было проходить его в громоздкой форме, дыхательном аппарате и при температуре +50 градусов по Цельсию.
Небольшую экскурсию для нас проводит Алексей Родионов, тоже начинающий пожарный и потенциальный донор костного мозга. Ему 28 лет, есть жена, двое детей, и еще недавно он работал барменом.
– Семь лет был в общепите, а потом начался коронавирус, это ударило по ресторанам и барам. Пришлось искать стабильный доход. Из всей государственной службы я выбрал пожарную. Она, на мой взгляд, больше пользы приносит, – объясняет Алексей.
Весной начал устраиваться в МЧС, летом взяли на должность, а осенью отправили на учебу.
– У меня высшее образование, я учился в педагогическом. Тут, конечно, все по-другому. Пришлось адаптироваться. Дисциплины больше. Даже прикрикнуть могут. Но и знания тут лучше усваиваешь, – уверен Алексей.
За стенкой в том же контейнере – что-то вроде спортзала. Беговая дорожка, эллипс, тренажер для тяги вертикального блока. Только сдавать нормативы надо в полной амуниции и при температуре опять же 50 градусов.
Рядом с контейнером ТДК стоит остов белой вазовской «шестерки». Каждый раз во время тренировки по извлечению условных пострадавших в ДТП ее крышу спиливают, а потом приваривают заново. Чуть в стороне заснеженная пожарная вышка.
Еще одна возможность
Потенциальный донор Иван Ковзель с детства мечтал помогать людям, но стать пожарным не вышло из-за спортивной травмы – молодой человек серьезно занимался тяжелой атлетикой. Так что Иван устроился инспектором пожарного надзора.
– Это тоже помощь. Ведь мы приходим на объекты и выявляем нарушения, которые могут помешать людям покинуть зону опасных факторов пожара. Во время стажировки я ходил на проверки со старшими товарищами и видел много таких нарушений. Самое частое – когда захламлены пути эвакуации, не работают системы сигнализации и оповещения.
Донорство костного мозга привлекло Ивана тем же – возможностью помочь.
– Я являюсь донором крови. И буду рад, если мой костный мозг поможет кому-то выжить и пожить еще, – рассуждает молодой человек.
У него курс тоже заканчивается. Сегодня Иван сдавал аттестационную работу, а принимал ее Михаил Костенко – высокий мужчина в синем гражданском костюме и красном галстуке. Еще этим летом Михаил работал в Томске начальником управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. А последние три месяца преподает специальные дисциплины. Упомянутую уже пожарную тактику, например. Когда в центре проходила донорская акция, Костенко сразу же вступил в регистр. Почему?
– Скажу не кривя душой: мое воспитание и призвание по жизни – помогать людям, нуждающимся в срочной помощи, – отвечает Костенко. – Я считаю, что каждый человек должен помогать другим. Если мы друг другу помогать не будем, то кто тогда? О донорстве костного мозга я давно слышал. А тут нам все подробно объяснили.
Звучит все это весьма пафосно. Но пожарная служба – редкое место, где такие вещи говорят искренне. Многие, в отличие от опытного Костенко, даже выразить это красивыми словами не могут.
– Почему не помочь, если есть возможность? – удивляется 21-летний пожарный Максим Борисов, тоже вступивший в регистр.
Его послушать, так все просто. Была возможность – стал пожарным. Будет возможность – поделится кроветворными клетками.
А уже 3 января Максим заступает на свое первое полноценное суточное дежурство, не на подхвате. Так что возможность пойти в какое-нибудь горящее задымленное здание и спасти оттуда человека у него появится очень скоро. И он ею тут же воспользуется, будьте уверены.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5