Текст: Никита Аронов, Наталия Нехлебова
Фото: Надежда Храмова
Первокурсники в регистре
В Высшей школе экономики прошла лекция о донорстве костного мозга. Из 30 слушателей в регистр вступили 13. Хотели больше, но многие не подошли по возрасту: почти вся аудитория состояла из первокурсников, пока еще несовершеннолетних. В Вышке новички проходят специальный курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), в рамках которого знакомятся с университетской жизнью. Вариант его прохождения – посетить три мероприятия студорганизации. Выбор обширный: лекции, дискуссии, концерты, игры. Почему первокурсники решили узнать про костный мозг, а некоторые сразу и вступить в регистр?
Иван Тымчук, факультет гуманитарных наук, образовательная программа «История»:
– Я давно решил, что стану историком, и Вышка – лучший вариант из того, что есть в стране. Впечатление складывается из мелких деталей. Даже сайт у ВШЭ гораздо лучше, чем у МГУ. И сейчас я вижу, что мой выбор был верным. Я еще не решил, вернусь ли после учебы в Тулу, но если вернусь, то, наверное, хотел бы заниматься региональной историей на стыке XIX и XX веков. Это пик развития нашего города. Купцы и оружейники строили дома, занимались меценатством.
В рамках задания по БЖД я сходил на ролевую игру и на лекцию про благотворительные магазины. И в конце концов у меня был выбор: идти на открытие клуба дебатов или на эту лекцию.
Я решил, что клуб дебатов звучит тухло и формально, а рассказ о донорстве костного мозга поможет мне знания расширить. Так оно и вышло.
Особенно меня задело, что в России донорство не развито по сравнению с другими странами и часто приходится обращаться за помощью за границу. Вдохновило, что это завязано на личном участии и ты можешь быть единственным, кто может спасти жизнь конкретному человеку. После того как я рассказал о своем решении, мама обратилась к знакомым врачам, стала узнавать, насколько это безопасно. Все в пределах рационального беспокойства. Если я с кем-то совпаду и смогу стать для него донором костного мозга, я пойду и сдам клетки.
Я никогда раньше не занимался благотворительностью, но иногда помогал деньгами на реконструкцию исторических зданий. У нас в Туле часто устраивают такие сборы. Недавно, например, собирали на единственную сохранившуюся деревянную водозаборную будку. Теперь ее отреставрировали, подсветили, очень красиво стало.
Лали Галдава, факультет экономических наук, образовательная программа «Экономика и статистика»:
– Поступать в Вышку – давнее решение и единственный возможный для меня выбор. У нас в Перми я участвовала в олимпиаде для школьников «Высшая проба». Когда пришли мои первые результаты по ЕГЭ и я думала, что их не хватит, чтобы поступить, то лежала и рыдала. Но все-таки я поступила. И выбор меня ни разу не разочаровал. Единственное, что учиться действительно сложно – иногда чувствую себя глупой.
В рамках БЖД я тщательно выбирала, на что сходить. В итоге остановилась на квесте по Москве, онлайн-лекции по сексуальному просвещению и лекции про костный мозг. Квест был интересный: надо было ходить по историческим местам и разгадывать сложные загадки. А вот лекция по секспросвету оказалась такая скучная, что во время нее я уснула. Пришлось ее потом в записи пересматривать.
Зато про костный мозг слушать оказалось неожиданно интересно.
Я как раз такой человек, который думал, что тебе кусок из позвоночника вырезают. Поэтому узнала много нового.
Подруге, с которой мы пришли, тоже очень понравилось, мы вместе вступили в регистр. Ее мама потом очень переживала: она считает, что донорство костного мозга опасно и не проходит бесследно. А моя спокойно отнеслась. «Ладно хоть не гуляешь непонятно где», – сказала она.
Я не то чтобы много кому помогаю, разве что животным. Помню, в четвертом классе спасали с подругой кота. Мы нашли его в яме полудохлого и даже школу прогуляли, пока спасали. Потом долго искали ему новый дом. Еще папа у меня занимался овощами и фруктами, и мы всей семьей иногда возили их в детский дом. Помогаю понемногу, как все. Если в соцсетях вижу сбор и понимаю, что это не обман, могу кинуть небольшую сумму.
Что же касается донорства костного мозга, я считаю, что это должно стать нормой. Исполнилось 18 лет – пошел и вступил в регистр.
Александр Маров, факультет гуманитарных наук, образовательная программа «История»:
– Сейчас я учусь на историка, но два года назад думал, что буду юристом. До этого хотел стать физиком, а еще раньше – химиком. Вообще-то история всегда была моим любимым предметом, но вставал вопрос: а как историк деньги зарабатывает? А никак. Поэтому и думал о какой-нибудь более понятной профессии. Но потом все-таки решил поступать и выбирал между МГУ и ВШЭ. Скорее всего, я буду заниматься Россией XVII века – это не так давно, но и не так политизировано, как XIX и XX века. Хотя в Вышке история не очень сильно делится на нашу и зарубежную, у нас стараются видеть картину в целом.
Из студенческих мероприятий я сходил на квест, гитарник ВШЭ – попел там песни. А третьим решил выбрать что-нибудь посерьезнее.
Про донорство костного мозга я на тот момент знал две вещи: что оно есть и что на пересадку собирают безумные деньги.
Когда узнал, что можно вступить в регистр, вступил. Зачем отказываться, если есть возможность. Если надо будет кому-то помочь, я готов.
Среди родных и знакомых о своем решении я не распространялся. Зачем? Пусть о донорстве рассказывают те, кто лучше в нем разбирается.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5