Предчувствие машины – Кровь5
Бюллетень
Выпуск № 7

Анна Наринская

Предчувствие машины

В 2010 году, к столетней годовщине смерти Льва Толстого, американское издательство Quirk Books выпустило книгу под названием «Андроид Каренина». Это переделка романа Толстого в стиле киберпанк: любовная история Анны и Вронского разворачивается в мире роботов-дворецких, неуклюжих автоматов и рудиментарных механических приспособлений. Когда же эти машины начинают бунт против своих господ, персонажам приходится бороться против них с помощью передовой технологии XIX века — новой модели человекоподобных киборгов.

Выход «Андроида» сопровождался некоторым всплеском негодования. Заслуженные профессора литературы из Гарварда и Йеля писали, что Толстой переворачивается в гробу и что величайшее произведение мировой словесности нельзя превращать в абсурд на потребу всяким там. Но самое тонкое соображение по этому поводу высказала писательница Элиф Батуман, автор хорошего исследования «Одержимые: приключения русских книг и тех людей, которые их читают». Она не возмущалась, а недоумевала: зачем вдумывать каких-то новых роботов в «Анну Каренину»! Ведь персонажи Толстого и так жили среди них. Чего стоят, например, слова Стивы Облонского о немце-часовщике, который «сам был заведен на всю жизнь, чтобы заводить часы», или сетования Долли о непригодности новой гувернантки miss Elliot: «Эта ни за чем не смотрит, машина». Толстовский роман в некотором смысле квинтэссенция взаимоотношений русской литературы с роботами и вообще механическими заменителями живых существ.

История отношений искусства и механизма прослеживается еще с Нового времени. Пророк Иезекииль наблюдал, как разбросанные кости складываются в живых «работающих» людей, а древний бог Гефест ковал себе золотых служанок; но это были, можно сказать, отдельные явления. А вот в XVI веке, согласно известнейшей и тысячи раз рассказанной легенде, пражский ребе Лёв для защиты еврейской общины создал огромного глиняного человека — Голема. И пошло, и поехало.

У Голема, как у всех последующих роботов, не было души. Это казалось самым страшным. Суть страха перед человекоподобной машиной наглядным образом передана в новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек». Кукла-андроид Олимпия влюбляет в себя романтического студента Натаниэля, но в последний момент, уже практически перед свадьбой, он узнает, что вместо живой души внутри у Олимпии — часовой механизм. И это знание (вернее, осознание) сводит его с ума.

Идею «Песочного человека» легко противопоставить идее вышедшего в 2011 году романа Виктора Пелевина «S.N.U.F.F». Это как бы книги-антидвойники. Предательство Олимпии состоит в том, что она не человек, которого хочет любить Натаниэль, а лишь оболочка. Предательство девушки-робота Каи по отношению к пелевинскому герою в том, что она «недостаточно» кукла — в ней слишком много человеческого, точнее, женского.

Почти 200 лет ушло у человечества на то, чтобы осознать, что человек поопасней механизма; например, Пигмалион был бы в куда большем порядке, если бы Галатея так и оставалась каменной; иначе еще неизвестно, чем бы вся эта история кончилась, — вполне возможно, что ушла бы барышня от скульптора к его лучшему другу, а квартиру переписала бы на себя.

В русской литературе все самое интересное происходит во второй половине XIX века. Разумеется, «главная русская проза» в то время еще не знает о роботе, но уже предчувствует его, а главное, прозревает «механистическое» в людях. Так появились «машина» miss Elliot, мало отличающийся от заводного механизма старик Фирс, упаковавший себя в футляр, как дорогое устройство, учитель Беликов, живущий строго по инструкции, «чтоб не сломаться», и главное — главное — гоголевский Башмачкин.

«Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Это идеальное описание человека-автомата. Вернее, человека, сведенного к автомату. И мерцающее восстание Башмачкина, выразившееся в том, что он при жизни осмелился зайти в кабинет к значительному лицу, а после смерти сдирал с прохожих шинели призрачными пальцами, этот слабый, чуть тлеющий бунт — прообраз самых страшных восстаний обиженных машин, выполняющих свою работу, несмотря на грубость высокомерных людей, возомнивших себя умниками.

Это не значит, что в русской литературе совсем-совсем нет описаний «нормальных» роботов или андроидов. Хотя их гораздо меньше, чем в западной литературе. Варлам Шаламов в перерыве между первым и вторым арестами даже написал об этом статью «Наука и художественная литература», где сетовал на такую недостачу, нападал на «серого и скучного» фантаста Беляева (уже написавшего к тому времени и «Человека-амфибию», и «Голову профессора Доуэля») и призывал отечественных писателей взяться наконец за ум, вернее, за технический справочник.

Но все-таки. Есть персонажи народных сказок (что такое колобок, как не робот из теста), пушкинский Золотой петушок (он же явно заводной), а потом — в начале все меняющего XXвека — у Юрия Олеши таинственная неописуемая машина Офелия, выросшая из зависти человека к механизму («Я хочу быть машиной… Чтобы быть равнодушным, понимаешь ли, ко всему, что не работа. Зависть взяла к машине — вот оно что! Чем я хуже ее? Мы же ее выдумали, создали, а она оказалась свирепее нас). Есть равнодушный андроид-предсказатель Ксаверий из «Золотой цепи» Александра Грина и — еще через десятилетие — позаимствованный, но прижившийся и ставший совсем своим милашка-Железный Дровосек, двуногий трактор с нежной душой.

Все они так или иначе завоевали место в нашем сердце, но все же робот-Башмачкин — поистине незабываем. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия… сыпали на голову ему бумажки…. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не обижайте роботов. Потому что они — это мы.

Подписывайтесь на нашу рассылку ЗДЕСЬ


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Содержание бюллетеня