«Пусть у моего генетического близнеца все сложится хорошо!»
Софья Киселева – фотограф из Москвы. Четыре года назад она узнала, как легко, оказывается, стать потенциальным донором костного мозга. И без промедления вступила в Национальный РДКМ. А в этом сентябре поделилась кроветворными клетками с тяжелобольным пациентом. Софья рассказала нам свою историю.
– Я профессиональный фотограф, снимаю людей. Фотография – это возможность передать эмоции, настроение, запечатлеть моменты, в которые человек был счастлив.
Когда-то давно я откликнулась на сообщение волонтеров, которые искали фотографа для благотворительного проекта. Я поработала на их мероприятии, и меня стали звать снова и снова. Участие в таких инициативах затрагивает какие-то важные струны в душе. Мне всегда хотелось помогать людям, делать что-то полезное. Это дает чувство удовлетворенности.
Я никогда не была волонтером и преклоняюсь перед людьми, кто продвигает идеи благотворительности, помогает менять жизнь к лучшему. Это удивительной силы люди! Я бы так не смогла: возвращаясь из приюта для бездомных животных, я плачу. Волонтерство – тяжелый и благородный труд.
И все же если я могу хоть чем-то помочь, то готова к этому.
Конечно, фотография – это не сосудистая хирургия, но я понимаю, что могу быть полезна людям.
Я сохраняю историю их рода, их молодость, причем оставляю эти счастливые моменты не только для них, но и для близких. Это и воспоминания, и красота момента, и память о человеке.
Разумеется, все это бесплатно. Странно прийти на благотворительное мероприятие и брать с его организаторов деньги за свою работу. Если есть время, желание, возможность, почему бы не привнести человеку хоть немного света, ярких красок в его жизнь, подчас такую сложную?!
Насколько легко
Моя жизнь прежде никак не была связана с донорством. Я даже донором крови никогда не была. Столкнулась с этой темой лишь однажды: делала фотосессию семье, а у их ребенка оказалось заболевание крови. Тогда я впервые побывала в онкоцентре, и это произвело на меня очень сильное впечатление: капельницы, такая больничная стерильность – и дети.
Но совершенно не это подтолкнуло меня стать донором. А что именно, даже сама не знаю. Возможно, осознание, что могу поделиться не только фотографией, но и частицей себя.
Где-то я прочитала, что можно стать донором костного мозга и таким образом спасти чью-то жизнь. Нашла в интернете информацию о Национальном регистре доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальном РДКМ), узнала подробности.
Меня поразило, насколько легко, оказывается, вступить в регистр.
Буквально на следующий день пошла в «Инвитро» и сдала образец кровь на генотипирование.
Сдала – и благополучно забыла. Было это четыре года назад.
Очень неожиданно
Мне никто не звонил, не писал, ничего от меня не требовалось. Поэтому, когда в июле этого года раздался телефонный звонок из регистра, я слегка растерялась. Ведь кроме того, что мои клетки могут спасти кому-то жизнь, я мало что знала.
Мне подробно рассказали, как все будет, как проводится донация. И спросили, готова ли я по-прежнему стать донором. Возможно, у меня что-то поменялось за это время, так что у меня есть выбор, соглашаться или нет.
Вот это да! Очень неожиданно! Но у меня ни на одну секунду не возникло мысли отказаться. Единственное – надо было понять, сколько времени займет весь процесс и как состыковать его с работой.
Все в порядке
Подготовка к донации оказалась многоэтапной и заставала меня в самых разных местах. Когда мне только позвонили из регистра, я путешествовала по Камчатке, так что первый анализ крови сдавала там.
Когда вернулась в Москву, продолжила проходить обследование уже в родном городе. Я, наверное, за всю жизнь не сдала столько крови, сколько перед донацией (подробное обследование нужно, чтобы подтвердить совместимость донора с реципиентом и проверить, здоров ли донор. – Кровь5). Все было в порядке, трансфузиологи меня одобрили.
После этого начинается новый этап: делают инъекции специального препарата, чтобы стимулировать выход клеток костного мозга в периферическую кровь. А потом наступил день икс.
Так даже лучше
Приезжаешь в больницу, моешь руки, заходишь в стерильный бокс. И ложишься на больничную койку. Часто у донора есть выбор, каким образом проходить процедуру: одна похожа на переливание крови, другая – пункция из тазовых костей. Меня врачи предупредили, что предпочтительна первая. А мне так даже лучше.
Аппарат для донации – обалденная машина! Просто фантастика!
Центрифуга, невероятное количество трубочек, мешочков, которые соединены между собой… Все это перегоняет кровь из меня и обратно, в процессе отделяя клетки костного мозга. Центрифуга работает все пять-шесть часов, что проводишь в боксе.
Признаюсь, процедура не самая приятная. После того как в течение пяти часов переливали кровь, побаливали руки. Хотя понять можно, у меня они не очень подходящие для донорства: вены узкие, глубоко залегают. Думаю, человек более крепкий в отношении сосудистой системы перенесет эту процедуру лучше.
В целом же это не особо тяжелая манипуляция. Приезжаешь домой, отсыпаешься – и все хорошо. Ничего страшного не происходило. Уж точно можно перенести любому здоровому человеку.
Я ни разу не пожалела о том, что решила сдать клетки костного мозга.
Хотя бы потому, что жизнь человека стоит любых усилий. Если есть минимальный шанс спасти жизнь, надо им воспользоваться.
Приятно и важно
Мои домашние встречали меня из больницы как героиню. Они вообще очень хорошо отнеслись к моему решению стать донором костного мозга. Такое понимание близких приятно и важно.
А вот окружение восприняло не так однозначно. Когда я еще до донации сообщила о своем намерении в нашем дружеском чате, многие задавали вопрос: «Зачем тебе это надо?» Еще больше удивлялись, когда слышали, что донором костного мозга становятся бесплатно.
Я уже давно ответила самой себе на все эти «почему»: просто потому, что могу это сделать, – для меня веский аргумент.
Хочется верить, что однажды это поймут и те, кто пока не готов стать донором и не принял мое решение. Я надеюсь, каждое столкновение у таких людей с противоположным взглядом вносит толику сомнения в их правоте.
К тому же многим элементарно не хватает информации. Порой сталкиваюсь с тем, что кто-то воспринимает понятие «костный мозг» неверно. Словно возьмут кусочек чего-то, а не клетки. И даже не представляют, что спустя две недели организм полностью восстанавливается.
«Пока ждем»
Я сдала свои клетки в сентябре. Через месяц, когда сдавала контрольный анализ крови (за здоровьем донора в регистре следят и после донации), поинтересовалась, как все прошло для реципиента. Мне ответили: «Пока ждем».
Я так понимаю, что объем клеток, который берется у донора, связан с массой тела реципиента. Например, моя соседка по палате два дня сдавала клетки костного мозга. А раз я, субтильная девочка, уложилась в один прием, скорее всего, и мой реципиент под стать мне. Но это, конечно, все домыслы.
Через два года, надеюсь, смогу познакомиться с человеком, в котором течет теперь моя кровь (по правилам только через это время после пересадки донор и реципиент могут встретиться. – Кровь5). Мне кажется, это такой трогательный, эмоциональный момент. Обязательно как фотограф хочу запечатлеть его. А пока желаю своему генетическому близнецу здоровья, много-много здоровья и сил. Пусть у него все сложится хорошо!
Записала Елена Бабичева
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5