«Ради донорства я бы прервал паломничество» – Кровь5

Никита Аронов (текст), Алины Десятниченко (фото)

«Ради донорства я бы прервал паломничество»

Что значит донорство для буддиста?

Йонтен-гелюнг (в миру – Сергей Киришов), администратор главного буддистского храма Калмыкии – Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», недавно вступил в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова и объяснил, почему донорство для буддиста может считаться религиозной практикой.

– Как буддизм вообще относится к донорству?

– Конечно, когда жил Будда Шакьямуни, никакого донорства еще не было, таких вещей не знали. Но, опираясь на его учение, мы можем сделать однозначный стопроцентный вывод: буддизм относится к донорству положительно. Почему так? Один из самых главных аспектов для буддистов – это развитие в себе любви и сострадания ко всем живым существам без исключения. В буддистском понимании слова сострадание не равно жалости. Сострадание – это когда мы чувствуем, понимаем страдания других живых существ и стараемся их избавить от страдания. Вплоть до того, что наши святые, бодхисатвы, дают обет не уходить в нирвану до тех пор, пока последнее живое существо не избавится от страданий. В этой связи мне вспомнилась притча. История из одной из предыдущих жизней Будды Шакьямуни, когда он пожертвовал свое тело тигрице, чтобы она смогла накормить тигрят. Он наполнился великим состраданием и отдал свое тело ей. А тут и тело полностью отдавать не надо, достаточно просто поделиться своими клетками!

Еще одна история связана с нашим святым Арьядевой. Однажды он увидел собаку, у которой уже отказали ноги и задние конечности изъели черви. Он начал думать, как ей помочь. Если просто почистить ее ноги, то черви умрут. Оставить как есть – собака страдает. Тогда он надрезал себе ногу, чтобы пересадить туда червей. Но он боялся сделать это руками, чтобы не причинить страдание червякам. И он языком аккуратно перенес их. Как только он это сделал, собака исчезла. И на ее месте оказался Авалокитешвара – Будда сострадания. Таким образом он хотел сподвигнуть Арьядеву на развитие в себе сострадания.

– Может ли буддист стать донором для человека иной веры?

– Неважно, кому пойдут твои клетки. Один из аспектов, который должен буддист в себе развивать, – это равное отношение ко всем живым существам. У нас в буддизме есть так называемые «четыре безмерных», которые должен в себе породить буддист: безмерная любовь, безмерное сострадание, безмерная радость и безмерное беспристрастие, то есть равностное отношение («равностность» часто используется в религиозной практике русскоязычных буддистов как перевод термина «упеккха» – невозмутимость, уравновешенность. – Русфонд). «Пусть все живые существа пребудут в равностности, свободной от предвзятости „ближнего и дальнего“, привязанности и ненависти!» – гласит самая главная буддистская молитва «Прибежище».

– А сами вы донор?

– Мы с другими монахами хотели сдавать кровь, но у нас ее не берут, потому что мы регулярно ездим в Индию для обучения и паломничества. А эта страна считается небезопасной. Зато в самой Индии мы кровь сдавали. Хорошо, что нет такого ограничения для донорства костного мозга и я смог вступить в регистр.

– Теперь вы должны быть готовы поделиться своим костным мозгом в любое время. Что, если вам позвонят из трансплантационного центра, например, во время паломничества? Вы могли бы срочно вернуться в Россию?

– Конечно, я бы прервал паломничество. Собственно сдача кроветворных клеток и будет в таком случае являться буддистской практикой. В буддизме, как, наверное, и во всех мировых религиях, важны не столько ритуалы, обряды, паломничества, сколько применение буддистского учения в своей жизни. Будда Шакьямуни заповедовал нам любовь, сострадание, нравственность, терпение, даяние. Донорство будет считаться даянием. Даяние – это не только дать бедному кусок хлеба, но и поделиться своим телом и своим временем.

В некотором роде это жертва. Мы в своих ритуалах часто делаем подношения божествам: цветы, еда. Божествам нет необходимости в этих подношениях, это практика для самого практикующего, для развития в себе почтения, щедрости. А в случае донорства мы делаем то же самое подношение другому человеку, которому это нужно, жизненно необходимо. Фактически это будет религиозный акт. Напоследок приведу слова Далай-ламы: «Суть буддистского учения можно изложить в двух строчках. Помогай всегда, когда это возможно. Если такой возможности нет, хотя бы не вреди».


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками, и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5.

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также