Светлана Белозерова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Впервые о приключениях плюшевого медвежонка Винни-Пуха английские читатели узнали в середине 1920-х годов, когда были напечатаны две повести Алана Александра Милна — «Винни-Пух» и «Дом на Пуховой опушке». Фельетонист знаменитого журнала «Панч» и бывший сотрудник отдела пропаганды британской разведки Милн начал сочинять истории про медвежонка еще в 1924 году — он рассказывал их 4-летнему сыну Кристоферу, который увидел в зоопарке медвежонка-девочку по имени Виннипег и так ее полюбил, что даже сменил имя своего игрушечного медведя с «Эдварда» на «Винни».
Несмотря на то, что Алан Александр Милн написал за свою жизнь 8 романов, десяток рассказов, несколько сказок и два сборника детских стихов (включая известную «Балладу о королевском бутерброде»), никто, кроме литературоведов и особых почитателей его творчества, с ними не знаком. А вот сказки о «Винни-Пухе» знает весь мир.
Мое знакомство с Винни-Пухом началось, наверное, как и у всех советских детей, с мультфильма Федора Хитрука, а продолжилось чтением замечательного, хотя и весьма вольного перевода «Винни-Пуха», который сделал Борис Заходер. К сожалению, было снято только 3 серии мультфильма — из-за сложных отношений авторов сценария и режиссера. Заходер считал, что в советской экранизации обязательно должен присутствовать и Кристофер Робин, а сам Винни-Пух должен быть не таким грубым, а более лиричным персонажем.
Третий Винни-Пух — тот, которого я, как и многие мои сверстники, увидела в 1990-е годы — герой диснеевского мультсериала, пожалуй, наиболее узнаваемый сейчас образ медвежонка во всем мире. Во многих странах, где диснеевский Пух широко разрекламирован, книги Милна почти не переиздаются: медвежонок прочно закрепился в сознании лишь как персонаж мультфильмов.
Все герои повестей о «Винни-Пухе» (кроме Кристофера Робина) — игрушки. И почти все из них имеют реальных прототипов: большая часть действующих лиц-игрушек действительно была подарена Кристоферу Милну родителями, соседями и друзьями. Все игрушки живут в Стоакровом Лесу (в русском переводе Б. Заходера — «Чудесный Лес»), где ежедневно обсуждают и проверяют самые удивительные теории и гипотезы и совершают подвиги, подобные подвигам античных героев (разумеется, в игрушечных масштабах). Они отправляются за медом к диким пчелам, идут в гости к Кролику, ищут ослиный хвост, отправляются в «искпедицию» на Северный полюс, прячутся от Слонопотамов, охотятся на Буку и спасаются от наводнения при помощи корабля-зонтика.
Несмотря на комический и детский подход героев к большинству проблем, все их эмоции — гнев, испуг, радость, любовь, а также чувство заботы, ответственности и т.д. —абсолютно неподдельные, взрослые. Именно благодаря этой смеси детского, игрушечного взгляда на мир и недетского поведения книги о Винни-Пухе и его друзьях до сих пор с восторгом читают и дети, и взрослые.
Для меня эта книга — олицетворение счастливого детства, где каждый ребенок — первооткрыватель, а за каждым углом и кустом прячутся приключения. Мы так же, как и обитатели Чудесного Леса, «играли в пустяки»: бросали с моста щепки, перебегали на другую сторону и смотрели, чья щепка выплывет первой. Однажды несколько дней мы провели в заботах по спасению мальков и по очистке нашей реки. Сколько было построено шалашей и домиков на деревьях — не сосчитать!
А как волнительно было лазать на заброшенную старинную звонницу и рассказывать в темном сарае страшные истории, а потом бояться уснуть из-за Слонопотамов под кроватью. Мы переплывали реки, прыгали с крыш в сугробы, падали в ямы и вытаскивали друг друга — да много чего еще было.
И так было со мной всегда. Мои друзья — все разные, уже взрослые люди — каждый раз радуются, как дети, когда нам удается встретиться на нашей малой родине, в Пошехонье, в стране Слонопотамов и вновь обретенных ослиных хвостов. Прошло много лет, и я могу с полной уверенностью сказать: мне в жизни везет на хороших людей. Есть среди них и Кролики, и Тигры, и Иа-Иа, и, конечно, Винни-Пухи с Пятчаками. Все они — мое детство, часть меня. Нас еще ждут приключения.
…
Алан Александр Милн (1882 — 1956) — английский журналист, поэт и прозаик. Наиболее известен двумя повестями для детей о приключениях плюшевого медвежонка Винни-Пуха. К концу жизни Милна совокупный тираж книг о Винни-Пухе достиг 7 млн экземпляров, а другие его произведения для взрослых вовсе перестали издаваться.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5