Светлана Белозерова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Астрид Линдгрен — великая шведская писательница, подарившая миру рыжеволосую Пеппи Длинныйчулок, обаятельного Карлсона, отважную Ронни — дочь разбойника, и ставшая родной сразу нескольким поколениям детей. Наверное, нет такой семьи, где не читали бы произведения Линдгрен и не смотрели бы мультики, не слушали бы пластинки по ее произведениям.
Детские годы Линдгрен прошли в фермерской усадьбе. В семье царили мир и согласие, родители очень любили друг друга, никогда не наказывали детей за проказы и позволяли им практически все. В каждом своем интервью Линдгрен, вспоминая детство, повторяла: «Я выросла в тени великой любви».
Одно из самых известных и любимых произведений Астрид Линдгрен в нашей стране — сказочная трилогия о Малыше и Карлсоне. Цикл включает повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955 г.), «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1962 г.) и «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (1968 г.).
В центре повествования — странная история о нелепом персонаже, которого в реальной жизни мы, скорее всего, встретили бы с неприязнью. Но в передаче Линдгрен эта история превращается в великолепную и очень смешную сказку на все времена.
В первой повести читатель знакомится с «обыкновенной семьей, живущей в обыкновенном стокгольмском доме». В семье трое детей, и младший — Сванте Свантесон по прозвищу Малыш — чувствует себя одиноко. Однако его одиночество заканчивается раз и навсегда с появлением маленького толстого человечка, который умеет летать благодаря пропеллеру за спиной. Новый друг оказывается жутким проказником и выдумщиком, он постоянно устраивает, с точки зрения Малыша, кучу неприятностей. Однако понемногу Малыш привыкает к новому другу и с удовольствием участвует в проказах вместе с ним.
Во второй книге трилогии Малыш остается в квартире один, на попечении суровой домоправительницы Фрекен Бок. Разумеется, при деятельном участии Карлсона домоправительница быстро становится как шелковая. В заключительной части на Карлсона охотится пресса, которой стало известно о существовании странного летающего человечка. За его поимку объявлена награда в 10 000 крон. Осознав свою ценность, Карлсон сам является в редакцию и требует выдать себе награду. Впрочем, получив деньги, Карлсон не меняет своих привычек и продолжает вести вольное и веселое существование, приучая Малыша ничего не бояться и жить в свое удовольствие.
Трилогия Астрид Линдгрен, прочитанная много лет назад, стала для меня очень важным детским впечатлением. Мне нравилось, что Карлсон легко и беззаботно летит по жизни, всегда находит выход из любой, даже самой сложной, ситуации и никогда не отчаивается. Мне он казался действительно лучшим в мире весельчаком, выдумщиком и озорником. Потом уже, когда я читала эту книгу в зрелом возрасте, Карлсон показался мне капризным манипулятором, беспардонным эгоистом с непревзойденным самомнением и потрясающей самоуверенностью. На какое-то время я как бы превратилась во Фрекен Бок. Но в конце концов это меня рассмешило: я поняла, что именно на такой эффект и рассчитывала великая Астрид Линдгрен.
Кстати, во многих западных странах сказочную трилогию о Карлсоне не любят и даже вывели из школьной программы, так как считают, что Карлсон явно подает детям дурной пример. Но отечественные читатели, очевидно, тяготеют к «неправильным» героям, иначе как объяснить у нас популярность таких персонажей как Карлсон или Остап Бендер.
Несмотря на свои недостатки, человек с пропеллером совершает много добрых дел. Его поступки не сознательны, а интуитивны, он не злопамятен и всегда готов прийти на помощь. Карлсон становится для Малыша лучшим другом. Мальчик принимает его таким, какой он есть, не пытаясь его переделать. Ворвавшись в скучные однообразные будни, «лучший в мире проказник» переворачивает все с ног на голову. Малыш участвует в шалостях друга, но в то же время сдерживает его. Автор хорошо понимала, что нужно показать читателям: не все проделки Карлсона безопасны и безвредны.
Я понимаю, почему Карлсон нравится детям, в том числе и моим. Наверное, недостатки характера этого персонажа отражают собранные вместе и гипертрофированные недостатки обычного ребенка. Он как детское подсознание — ничем не ограниченное и выпущенное на волю. Карлсон для детей — настоящая отдушина, ведь так трудно постоянно быть правильным везде –— в детском саду, в школе, дома, контролировать свое поведение.
Наверное, Карлсон помогает мне лучше понять моих детей, многое им простить и сохранить здоровой свою нервную систему. И когда они в очередной раз начинают меня «низводить», я говорю себе: «Спокойствие, только спокойствие!» А устроенный «капут и тарарам» — это пустяки. Дело житейское.
…
Астрид Линдгрен (1907 — 2002) — шведская писательница, автор всемирно известных книг для детей. Наиболее популярные произведения “Пеппи Длинныйчулок” (1945 — 1948), “Карлсон” (1955 — 1968), “Эмиль из Лённеберги” (1963). В 1991 году в Дании в честь Линдгрен назвали сорт роз. А в 2002 правительство Швеции учредило литературную премию имени Линдгрен.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5