«Хотим ощутить жизнь той эпохи, но не играть в нее» – Кровь5

«Хотим ощутить жизнь той эпохи, но не играть в нее»

Что ели и на чем спали в раннем Средневековье? Как изготавливали одежду? Какими орудиями сражались? Кровь5 познакомилась с потенциальным донором из Уфы Натальей Герасимовой, сооснователем клуба исторической реконструкции «Медвежий двор». Недавно еще шесть участников клуба вступили в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Наталья рассказала нам о буднях реконструкторов и особой атмосфере фестивалей.

Ни один массовый праздник в Уфе уже давно не обходится без клуба «Медвежий двор», который каждый раз создает музей под открытым небом. Гостей переносят в эпоху раннего Средневековья, а точнее IX–XI веков: палатки времен викингов, гончарная посуда, исторические одеяния, вооружение — шлемы, щиты, кольчуги… Все можно потрогать, примерить, можно сфотографироваться с участниками клуба, а еще испытать себя в боях на мечах, правда, мягких — их называют тямбарами. Это пластиковая трубка, обмотанная поролоном, а сверху — чехол. Удар от такого меча ощущается, но не больно. Вот и на праздновании Дня города в этом году клуб вновь радовал зрителей.

— В какой-то момент к нам подошла волонтер и пригласила к стенду Башкирского РДКМ, чтобы рассказать о донорстве костного мозга, — вспоминает Наталья. — Некоторые удивились, что можно просто сдать мазок (образец буккального эпителия собирается специальной палочкой с внутренней стороны щек. — Кровь5), некоторые — тому, как сдается костный мозг, совсем не так, как себе это представляли.

В итоге в регистр вступили шесть человек из клуба — парни и девушки. Сама Наталья уже два года является потенциальным донором.

— Мою семью это коснулось, донор не понадобился, но пришлось узнавать, что такое пересадка костного мозга, — рассказывает она. — Есть группа «ВКонтакте», где люди делятся опытом лечения, в том числе как искали донора. Оттуда я узнала, что доноров в России мало. Что многие, кому это в принципе удается, получают трансплантаты из-за рубежа. Конечно, я вступила в регистр. Тогда не было еще сдачи мазка, я сдала образец крови.

Прошлое манит

Наталья Герасимова

Интерес к истории у Натальи со школьных лет. Она искала разные клубы, но в Уфе таких не было. А с распространением интернета в начале 2000-х она смогла узнать, что в России и особенно в Москве развиваются клубы исторической реконструкции, в том числе эпохи викингов и становления древнерусского государства, в общем, раннего Средневековья, что в них много участников, что проходят целые исторические фестивали. С будущим мужем Наталья отправилась на один такой в столицу. А вернувшись домой, они в 2007 году основали свой клуб.

Сейчас в «Медвежьем дворе» примерно 20 участников. От 16 до 35 лет. Самых разных профессий: юрист, историк, айтишник, а кто-то еще учится. Одним в клубе интересны викинги, другим — славяне, кому-то — хазары, а кому-то — средневековая Ирландия.

— У многих людей есть интерес к истории, ведь мы с детства смотрим исторические фильмы, у нас уроки истории в школе, но, когда у человека интерес превращается в то, чем он хочет заниматься как хобби, его путь лежит в клубы исторической реконструкции, — объясняет Наталья. — Можно изучать события Второй или Первой мировой войны, кому-то нравятся рыцари в доспехах, бои на двуручных мечах, защита в латах — это уже позднее Средневековье. У нас в клубе и парни, и девушки, и им всем есть чем заняться. Потому что в раннем Средневековье не только военная составляющая — кольчуги, мечи, щиты, историческое фехтование, но есть еще такой пласт, как историческое ремесло. Можно совместить военную тематику с мирной.

Чем обычно занимаются участники клуба?

— Мы базируемся в помещении, где есть клубная комната, в которой мы сидим шьем. Есть склад, где хранятся вещи, которые мы везем на фестивали. И спортзал, где проходят тренировки. Девушкам в них участвовать не возбраняется, но приходит их мало. Все же это жесткий вид спорта. Риск, конечно, есть, как и в любом спорте. Но чем подготовленнее человек, чем лучше у него защитное снаряжение, чем лучше он владеет, допусти, мечом — тем менее травмоопасен поединок. У нас в клубе оттачивают технику удара, контроля удара вначале с мягкими мечами. Чтобы человек, когда ударил и увидел, что удар летит в лицо, мог резко остановиться.

Из мирных занятий, например, строительство землянки — это, между прочим, долго и трудоемко. Или гончарное ремесло — лепка из глины.

Один из участников клуба, социолог по профессии, занимается кузнечным делом: начинал с изготовления ножичков и гвоздей, затем сделал котел, а потом собрал целую кузницу.

Кто-то шьет вещи из кожи, красит ткани натуральными красителями. Вяжет, причем костяной иглой (спиц и крючков в ту эпоху не было), шапки, варежки, носки. Иглы из рога лося или оленя, да и из коровьей кости их можно сделать — такие, как говорит Наталья, продаются на «Авито». — Очень много интересных направлений. Кому что по душе: кому руками что-то делать, кому спортивная составляющая, а кто-то много читает научную, историческую литературу, — добавляет она.

Основных источников сведений об эпохе, по ее словам, два. Это, во-первых, находки, хранящиеся в музеях, а во-вторых, научные монографии, которые описывают и классифицируют предметы материальной культуры определенного периода, причем специализация, как правило, очень узкая. Например, ученый исследует только украшения или исключительно вооружение, деревообрабатывающее ремесло либо скорняжное дело. Как замечает Наталья, в исторической реконструкции нужно совмещать работу и руками, и головой.

Информации, разумеется, очень много, и один человек все вряд ли способен охватить. Поэтому в клубе так важна кооперация: кто-то знает, где найти нужную книгу, кто-то — из какого металла выполнить изделие. Наталья же может дать совет по кройке и шитью.

Ее интерес к раннему Средневековью возник тоже в детстве, после просмотра фильма «И на камнях растут деревья» — советско-норвежской картины 1985 года, рассказывающей о славянском юноше, попавшем в плен к викингам. Наталью привлекла атмосфера эпохи и среди прочего — исторические наряды.

— Интерес был скорее фоновый, но с приходом интернета я начала много читать о них и увлеклась костюмами: нравилось опробовать выкройки, искать ткани, шить вручную, — рассказывает она. — Я нашла видео с мастер-классом, как ткать на деревянных дощечках, после чего сделала сама такие дощечки, причем не из дерева, а из каких-то старых пластмассок. В магазине итальянских тканей нашла натуральную шерсть. И так соткала свой первый пояс. Потом сшила себе костюм, затем сделала костюм мужу, и мы поехали с ним на наш первый исторический фестиваль.

С тех пор шитье превратилось из увлечения в одно из основных ее занятий. Наталья преподает шотландские спортивные танцы, и, когда у нее появилась танцевальная студия, понадобилось шить костюмы для выступлений — и тут ее умение пригодилось. Со временем она начала шить на заказ, в том числе платья для исторических балов.

— Мне это тоже очень нравится, платья на кринолине или с мягкими пышными юбками. Мне вообще нравится эстетика прошлых эпох, — говорит Наталья. — И спрос есть: в разных городах существуют клубы исторического танца.

Походный дух

Выезды на фестивали — неотъемлемая часть жизни клуба. Обычно они проходят на природе, участники приезжают из разных городов, ставят палатки — и не туристические, а аутентичные, из дерева и ткани. Готовят еду на костре. Проводят бои на мечах. А еще участники проводят друг для друга обучающие семинары и мастер-классы. Так, вспоминает Наталья, на одном фестивале три дня строили печь: сначала готовилась глина, потом из нее кирпичи, а затем из них сооружали печку.

— Когда мы побывали на первом фестивале, это дало толчок моему личному интересу — я стала ткать более сложные вещи. Первый раз покрасила ткань натуральным способом — с корнем марены, который при варке дает красный цвет, — рассказывает Наталья. — Я начала шить костюмы разных народов. В моей коллекции есть финно-угорский костюм племени мурома, костюм жительницы скандинавского острова Готланд. Сейчас я занимаюсь костюмом славянской женщины племени кривичей, который никто еще не делал. Он лишь описан в публикации ученого по следам раскопок. Поэтому так интересно его воссоздать с нуля.

Календарь фестивалей у клуба обширный. Это и самое масштабное мероприятие по исторической реконструкции — «Русборг» в Липецкой области, который собирает порядка тысячи человек. А еще «Абалакское поле» под Тобольском, «Волжский путь» в Ульяновской области.

— Самым близким нам стал фестиваль «Река времени», на котором представлены клубы «Бирские стрельцы» (они занимаются XVII веком), уфимский «Рейд» (интересуются эпохами мировых войн), и мы по раннему Средневековью, — отмечает Наталья.

На каждом фестивале, к слову, свои правила и запреты. Один из частых — на открытое использование мобильного телефона, для звонка лучше отойти в укромное место.

— Странно, когда исторический фестиваль, а у костра сидит человек и решает по телефону вопросы, — комментирует Наталья.

Отдельная история с едой.

— На фестивалях мы стараемся не использовать никаких современных продуктов. Единственное, что современный человек больше ест соленого, чем в раннем Средневековье. А так мы готовим различные каши из круп, которые подтверждены, что тогда использовались, — это горох, пшено, чечевица, — перечисляет Наталья. — Плюс мясные супы, только, естественно, без картошки. Готовим чаи из трав: зверобоя, мяты, душицы. Иногда проводим кулинарные эксперименты. На одном фестивале сами сделали из глины печку и там готовили хлеб и пироги. Это заняло целый день, нужно было приноровиться — уловить правильную температуру для выпекания. Первый раз у нас все сгорело. Как-то делали рыбу в глине. Рыба обкладывается травами, глиной и под костром запекается. Тоже наука, методом проб и ошибок, чтобы и пропеклась, и не пригорела.

По словам Натальи, главное на фестивале — особая атмосфера походного лагеря.

Мы спим на войлоке, укрываемся шкурами, — рассказывает она. — Так хотим ощутить жизнь той эпохи, но не играть в нее, ведь мы современные люди, живем в современности и мышление у нас современное.

А чего не хватает?

— Зависит от человека, — отвечает Наталья. — Кому-то нравится сидеть у костра и готовить, а кому-то это дымно и неудобно. Когда больше недели поездка, не хватает горячего душа, кофе по утрам и других благ цивилизации. А вообще это очень расслабляющий отдых, такая резкая смена обстановки, яркие впечатления, что, когда возвращаемся с фестиваля, дом таким уютным кажется, горячий душ — таким кайфом, все это становится радостями, которые мы не замечаем обычно.

Подготовила Мария Портнягина
Фото предоставлены клубом исторической реконструкции «Медвежий двор»


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также
25 ноября 2022
18 ноября 2022
15 ноября 2022
09 ноября 2022
01 ноября 2022
25 октября 2022
25 ноября 2022
24 ноября 2022
23 ноября 2022
22 ноября 2022
18 ноября 2022
18 ноября 2022