Александра Анисимова, Алина Гулевская *
Доноры смолоду: как регистры привлекают в свои ряды молодежь
Продвижение донорства костного мозга среди молодых людей — задача, которую ставят перед собой все без исключения регистры в мире. Кровь5 изучила лучшие практики.
Почти все крупные регистры мира проводят разные по масштабу информационные кампании, ориентированные на молодую аудиторию. Как правило, они красочные, броские, и все нюансы донорства костного мозга объясняются максимально доступно.
Например, немецкий DKMS в прошлом году запустил кампанию специально для молодежи со слоганом: «Быть донором в DKMS — это просто правильно. А еще это действительно просто». Целью ее было не только привлечь внимание к теме, но и показать, что стать потенциальным донором можно без особых усилий: надо лишь заполнить онлайн-анкету и, получив на дом бесплатный набор, взять у себя образец буккального эпителия и отправить его в лабораторию.
Благодаря активной работе с молодой аудиторией средний возраст потенциальных доноров в базе немецкого регистра — 36 лет. А реальных доноров — около 30 лет. Связано это с тем, что при наличии нескольких подходящих доноров врачи отдают предпочтение более молодому, и у такого выбора объективные причины: зачастую у донора молодого возраста лучше состояние здоровья, к тому же его клетки лучше приживаются после пересадки.
Информационные кампании, нацеленные на молодежь, проводят также регистры Франции, Испании, Японии. Для этого выпускаются специальные брошюры, инфографика, видео — молодежи лучше объяснять наглядно. Места их распространения тоже соответствующие: популярные соцсети, спортивные соревнования, музыкальные фестивали, конференции по видеоиграм. Тот же DKMS провел большую донорскую акцию на крупнейшем съезде геймеров в Германии Gamescom, где молодые люди в костюмах персонажей «Звездных войн» фотографировались с палочками для взятия образца буккального эпителия.
Все это отдельные акции, но есть примеры, когда регистры создают целые программы и проекты, чтобы привлечь молодежь к теме донорства костного мозга. Так, системно, работают регистры США и Великобритании.
У американского регистра Be The Match действует студенческая программа Be The Match on Campus, цель которой — объединение молодежи из разных университетов по всей стране, чтобы распространять информацию о донорстве костного мозга и возможностях стать потенциальным донором.
Во многих вузах существуют группы студентов, которые занимаются развитием этой темы под эгидой Be The Match: они проводят лекции, донорские акции, сборы пожертвований на работу регистра.
Be The Match, со своей стороны, организует обучение волонтеров, предоставляет им шаблоны информационных материалов, онлайн-платформу для перевода пожертвований, а еще каждому такому студенческому объединению присваивается QR-код, по которому регистрируется каждый новый потенциальный донор, чтобы отслеживать, сколько человек удалось привлечь в регистр.
Студенты-волонтеры могут рассчитывать на материальные и нематериальные поощрения, например, такая благотворительная активность — хорошая строчка в резюме для начинающего специалиста, и регистр готов предоставить рекомендательное письмо, подтверждающее участие в его работе.
В рамках этой программы, например, недавно прошла акция в поддержку 22-летней Кристен Эрнандес из Южной Калифорнии — недавней выпускницы колледжа по профессии «педиатрическая сестра», которой диагностировали острый миелоидный лейкоз и назначили пересадку костного мозга. Подходящего донора ей пока не нашлось. Чтобы поддержать девушку, в трех учебных заведениях за один только месяц в регистр вступили более 300 студентов.
Другая молодежная программа Be The Match — Get in the Game («Включайся в игру») — нацелена на работу со спортивными командами в вузах. Не только сами спортсмены могут стать потенциальными донорами — во время состязаний такая возможность предоставляется всем болельщикам.
Регистр обучает, как проводить донорские акции на спортивных мероприятиях, а также предоставляет информационные материалы о донорстве костного мозга и наборы для взятия образца буккального эпителия.
Так, например, команда по софтболу (это разновидность бейсбола) Tufts University провела акцию в рамках Get in the Game во время домашнего матча и привлекала в регистр 270 новых доноров.
Всего за восемь лет существования молодежных программ в Be The Match вступили более 100 тысяч человек, собрано около полумиллиона долларов пожертвований.
Сразу несколько программ, рассчитанных на молодежь, ведет британское представительство DKMS: Schools or Colleges + Students vs Blood Cancer, Football vs Blood Cancer, Bowl out Blood Cancer. Первая рассчитана на учащихся. Она не такая масштабная, как у Be The Match, и тем не менее любой желающий может обратиться в регистр за помощью в организации лекции и донорской акции в стенах своего учебного заведения. Две другие нацелены на сотрудничество с командами, играющими, соответственно, в футбол и крикет. Например, футбольный клуб West Bromwich Albion при поддержке DKMS провел донорскую акцию во время домашнего матча, а игроки надели вместо привычной формы футболки с логотипом регистра.
Британский Регистр Энтони Нолана тоже реализует несколько молодежных программ. Одна из них — The Hero Project. Представители регистра проводят лекции о донорстве костного мозга среди студентов колледжей и университетов, основные слушатели — 16–18 лет (по правилам можно вступить в регистр с 16 лет, но стать реальным донором — с 18). А еще в рамках этой программы ведется обучение молодых волонтеров.
Еще одна инициатива Регистра Энтони Нолана — программа Marrow (в переводе с английского — «Костный мозг»). Она объединяет по всей стране более 50 групп студентов-волонтеров, которые проводят просветительские мероприятия и донорские акции в своих учебных заведениях. Ее особенность — в соревновательном элементе: группы стремятся обогнать друг друга по числу проведенных событий, количеству привлеченных новых доноров и сумме собранных пожертвований. По данным регистра, ежегодно благодаря этой программе к нему присоединяется около 15 тысяч человек, удается собрать порядка 50 тысяч фунтов стерлингов.
Эти достижения показывают, что привлечение молодежи в регистр требует особого подхода: яркой, доступной подачи информации, в увлекательном визуальном формате, с простым способом вступления в регистр — через сдачу образца буккального эпителия, — в привычной им среде: в учебных заведениях, на спортивных и других мероприятиях, в соцсетях. А еще немаловажно передавать молодым людям инициативу — ведь доходчивее объяснить важность донорства костного мозга могут именно сверстники.
* Публикация подготовлена студентками 4-го курса факультета журналистики МГУ в рамках практики, которую они проходили в Кровь5.