Никита Аронов
Аня, которая взяла себя в руки и начала помогать другим
Четыре года назад младший сын Анны Астаховой-Стрельниковой заболел лейкозом, вскоре еще и муж ушел из семьи. Но для нее это было только стимулом действовать. Она начала свой бизнес, одновременно стала консультировать мам онкобольных детей и привлекла в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова десятки добровольцев.
– Астахова – моя девичья фамилия, а Стрельникова – по мужу. Мы с ним со школы были вместе, потом пошли в один институт, – рассказывает Аня. – Я вообще не знала, что можно жить как-то иначе, чем мы жили. У нас было так принято, что муж приходит с работы, а дома для него все готово, и он еще ругается, что я ненакрашенная. Но когда в 2017 году у нашего младшего, Леши, обнаружили хронический миелолейкоз, я осталась без жилья, без машины и без поддержки, с больным сыном на руках.
Вначале, как бывает у всех родителей заболевшего ребенка, было отчаяние. Но помог случайный разговор.
– Помню, ребенок спал в палате, а я сидела в коридоре и плакала. Ко мне подошла уборщица и сказала: «Вот ты сейчас плачешь, а он все чувствует». И я поняла, что тут как в самолете: если выпадают кислородные маски, надо сначала надеть одну на себя, а потом уже – на ребенка. То есть, чтобы помочь ребенку, надо сначала успокоиться самой, – объясняет Аня. – Мамочки, у которых болеют дети, обычно сокрушаются: «За что мне это?!» А может, надо спрашивать себя не «за что?», а «для чего?».
Прежде всего нужно было как-то обрести финансовую самостоятельность.
До этого Аня много кем работала: и в офисе, и на автозаправке, и крупье в казино. Теперь же решила заняться уборкой, но не копеечной, а такой, чтобы сразу хорошо платили: в больших частных домах.
– Одна из первых клиенток была ужасная, она сама раньше убиралась у мужчины из «Газпрома» и вышла за него замуж, – вспоминает Аня. – Она мне тыкала в каждую пылинку. Объясняла, на какой высоте от пола должны висеть простыни, и учила другим премудростям из школы клининга. Но я убиралась хорошо, и скоро появились постоянные клиенты.
Со временем Аня подтянула к делу знакомых и родственников, чтобы брать несколько заказов в день. Приобрела оборудование: переносную химчистку и дорогой фирменный пылесос.
– Мы не убираемся в квартирах, только в домах площадью больше 900 квадратных метров, – говорит Аня. – Прибрать в таком вдвоем можно за 5–6 часов. Берем за это 10 тысяч рублей. Демпингуем, конечно, зато клиентская база растет. Теперь собираюсь регистрировать фирму.
В общем первая задача, финансовая, была решена. Но вскоре в жизни появился и дополнительный смысл. Через год после того, как заболел сын Ани, лейкоз обнаружили у ребенка одноклассницы. Та позвонила в полном отчаянии, попросила совета. Это была первая Анина консультация. Постепенно выяснилось, что такого рода помощь нужна множеству разных людей. Вокруг женщины сформировалась целая группа мам онкобольных детей.
– Оказалось, что таких у нас в районе очень много. Дело в том, что, когда ребенок в ремиссии, болезнь стараются не афишировать. А то тренер, например, в секцию не возьмет. Да и просто хочется забыть все это как страшный сон, – рассказывает Аня. – Но многим мамочкам нужна помощь знающего человека. Скажем, они обычно не получают половину положенных им пособий, потому что не знают, как оформить. Я стараюсь помочь, кому могу.
Только что Аня отучилась в Фонде борьбы с лейкемией на равного консультанта. Это тот, кто сам столкнулся с болезнью и теперь может рассказать о ней другим. Сначала брать на учебу ее не хотели, ведь сама-то она не болела.
– Сын был маленький и даже не помнит, как его лечили. Только говорит: «Как же классно было в больнице, я на капельнице катался!» А я-то помню и могу дать совет, – говорит Аня. – Хорошо, что я все-таки смогла окончить обучение. Ведь очень важно помогать людям. Ты кому-то поможешь, кто-то поможет тебе. Так оно по цепочке и идет.
Как-то раз Ане помогло всероссийское движение «Энергия жизни». Нужно было срочно купить сыну лекарство – за 350 тысяч рублей. Ее познакомили с главой движения Виктором Андроновым, и тот помог найти спонсора. А еще рассказал про регистр доноров костного мозга.
На следующий день Аня пошла в отделение «Инвитро» и сдала кровь на HLA-типирование. А чуть позже стала куратором донорских акций во Всеволожском районе – самом большом в Ленобласти.
– Первую акцию мы провели 14 февраля 2018 года, в День всех влюбленных. Подумали так, что генетический близнец – это тоже отчасти твоя половинка. Я шарики купила в форме сердец, а одна мастерица изготовила деревянные магнитики-сердечки, которые мы отнесли в «Инвитро». Сначала их было 30 штук, потом еще 30 – и все равно не хватило, – вспоминает Аня.
Теперь во Всеволожском районе стараются не пропустить ни одной даты, к которой можно было бы приурочить донорскую акцию. Например, именно Аниными стараниями этой осенью во Всемирном дне донора костного мозга активно участвовало сразу несколько поселений района. Ее сыну Леше, к счастью, донорский костный мозг пока не нужен. Он успешно лечится препаратами. Но в случае ухудшения состояния может потребоваться пересадка.
Чтобы правильно ухаживать за ребенком, Аня недавно пошла учиться на медсестру. Причем на дневное отделение. Сегодня у нее хирургическая практика в больнице. На носу экзамен по клеточной патологии. А еще пора дарить подарки онкобольным детям района. Аня для этого каждый год одевается Снегурочкой, один местный спортсмен – Дедом Морозом, и они вдвоем навещают ребят в реабилитационном центре и на квартирах. В общем жизнь стала совсем другая. И никто не ругает Аню, что она ненакрашенная.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5