100 вещей одного донора – Кровь5
Бюллетень
Выпуск № 12

Мария Дармина

100 вещей одного донора

Концепция этичного потребления глазами бескорыстного человека

В последнее время идет много разговоров о том, что все наши действия и решения должны быть осознанными, социально ответственными и полезными. Мы должны не просто выбирать тот или иной продукт, а задуматься — не навредит ли он нам самим, а также природе, обществу и будущим поколениям. Нас учат: время чрезмерного, избыточного и неисчерпаемого прошло. Теперь бизнес должен быть социально ответственным, товары — экологичными, материалы — безвредными, а времяпрепровождение не праздным, а полезным и развивающим.

Этот тип мировоззрения объединяет несколько концепций. Одна из них — этичное (или ответственное, разумное, устойчивое) потребление. В 1994 году на симпозиуме по устойчивому потреблению в Осло было предложено следующее определение этого феномена: «использование услуг и соответствующих товаров, удовлетворяющих основные потребности и улучшающих качество жизни, при минимальном использовании природных ресурсов и токсичных материалов и минимальных выбросах отходов и загрязнителей в течение всего жизненного цикла услуги или товара, с тем чтобы не поставить под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

Проще говоря, этичное потребление — это умеренное потребление товаров и услуг, забота о качестве используемых материалов, ресурсах и их возобновляемости, социальной ответственности производителей, правильной утилизации товаров и т. д.

По данным исследования Высшей школы экономики, к этичным потребителям так или иначе причисляют себя около 30% россиян: большинство из них участвовали в этичном шопинге, остальные сортировали мусор, а также отказывались от товаров и услуг, если производитель нарушал этические нормы.

Мы решили выяснить: а что думают о разумном потреблении потенциальные доноры костного мозга — представители одной из самых социально ответственных групп в России? Тем более что феномен неродственного донорства так же, как и разумного потребления, связан с отложенной в пространстве и времени помощью незнакомым людям. Помощью, от которой нет быстрого видимого результата. Мы задумались: если человек готов пожертвовать частью себя ради незнакомца, готов ли он к разумному потреблению товаров ради абстрактных будущих поколений?

Выяснилось, что о концепции этичного потребления знают — в разной степени — две трети опрошенных потенциальных доноров. И только четверть (27%) считают себя ответственными потребителями. Если сравнивать с результатами исследования ВШЭ, то этот показатель немного ниже, чем в среднем по России. Зато потенциальные доноры понимают концепцию намного шире: большинство считают, что помимо этичного шопинга и раздельного сбора мусора она включает в себя рациональное использование и справедливое распределение ресурсов, сдачу ненужных вещей на переработку или в пункты сбора вторсырья, а также отказ от использования материалов, которые наносят вред природе.

Говоря о личном опыте этичного потребления, наши респонденты отмечали, что чаще всего стараются не выбрасывать вещи, а повторно использовать их или сдавать на переработку (83%), не покупать вещи, в которых нет острой необходимости (77%), экономно использовать воду, энергию и другие ресурсы (66%), держать в доме только те вещи, которыми они постоянно пользуются. Среди привычек неэтичного поведения упоминались: покупка ненужных вещей (28%), безразличное отношение к тому, из чего сделаны купленные респондентами вещи (23%), отсутствие заинтересованности в том, сколько они тратят воды, электроэнергии и т. д. (23%), а также спонтанные покупки (9%).

Этичное потреблениеНеэтичное потребление
83%
Я стараюсь не выбрасывать вещи, а давать им новую жизнь (отдавать тем, кому они нужны, перешивать/переделывать и т. д.)
28%
Иногда я покупаю вещи, которыми потом не пользуюсь
77%
Я стараюсь не покупать вещи, в которых нет острой необходимости
23%
Я не задумываюсь, из каких материалов сделаны вещи, которыми я пользуюсь, и кто их производитель
66%
Я стараюсь экономно использовать воду, энергию и другие ресурсы
23%
Я не задумываюсь о том, сколько трачу воды, света, энергии и т.п.

В анкете мы также рассказали донорам про одно из правил разумного потребления, которое придумал калифорниец Дэйв Бруно. В своей книге The 100 Thing Challenge он повествует о том, как отказался от всего лишнего и оставил себе только 100 личных вещей. Несколько лет назад этот опыт лег в основу целого движения 100 things challenge, чьи участники следовали примеру Бруно. Мы спросили потенциальных доноров, интересен ли им такой опыт и могли бы они принять участие в подобной акции.

Оказалось, что только десятая часть респондентов никак не заинтересовалась этим правилом. Чуть меньше половины (43%) отметили, что им интересен пример Бруно, хотя сами бы они не рискнули участвовать в этом движении. А треть доноров заявили, что легко могли бы оставить себе лишь сотню личных вещей.

Подытоживая все ответы, мы попросили респондентов оценить по десятибалльной шкале, насколько они считают себя этичными потребителями. Средний балл оказался 5,5. Значит, доноры хоть и на полбалла, но все же ближе к этичному потреблению, чем к безответственному и неразумному.

Но вот что важно: потребление, пусть только наполовину этичное, не отвлекает доноров от самого главного. Вещи для них не стали важнее людей. Будет ли вокруг 100 вещей или 1000, они готовы оставить заботу о них и отправиться спасать жизнь незнакомого человека. Это, как нам кажется, и есть самое разумное и ответственное начало нашего общества.

В оформлении использованы гравюры Густава Доре

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Содержание бюллетеня