![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/10/pgrants_logo-3.png)
Мария Дармина
100 вещей одного донора
Концепция этичного потребления глазами бескорыстного человека
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/10/Gargantua_Russian_p._44.jpg)
В последнее время идет много разговоров о том, что все наши действия и решения должны быть осознанными, социально ответственными и полезными. Мы должны не просто выбирать тот или иной продукт, а задуматься — не навредит ли он нам самим, а также природе, обществу и будущим поколениям. Нас учат: время чрезмерного, избыточного и неисчерпаемого прошло. Теперь бизнес должен быть социально ответственным, товары — экологичными, материалы — безвредными, а времяпрепровождение не праздным, а полезным и развивающим.
Этот тип мировоззрения объединяет несколько концепций. Одна из них — этичное (или ответственное, разумное, устойчивое) потребление. В 1994 году на симпозиуме по устойчивому потреблению в Осло было предложено следующее определение этого феномена: «использование услуг и соответствующих товаров, удовлетворяющих основные потребности и улучшающих качество жизни, при минимальном использовании природных ресурсов и токсичных материалов и минимальных выбросах отходов и загрязнителей в течение всего жизненного цикла услуги или товара, с тем чтобы не поставить под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
Проще говоря, этичное потребление — это умеренное потребление товаров и услуг, забота о качестве используемых материалов, ресурсах и их возобновляемости, социальной ответственности производителей, правильной утилизации товаров и т. д.
По данным исследования Высшей школы экономики, к этичным потребителям так или иначе причисляют себя около 30% россиян: большинство из них участвовали в этичном шопинге, остальные сортировали мусор, а также отказывались от товаров и услуг, если производитель нарушал этические нормы.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/10/4_1200.jpg)
Мы решили выяснить: а что думают о разумном потреблении потенциальные доноры костного мозга — представители одной из самых социально ответственных групп в России? Тем более что феномен неродственного донорства так же, как и разумного потребления, связан с отложенной в пространстве и времени помощью незнакомым людям. Помощью, от которой нет быстрого видимого результата. Мы задумались: если человек готов пожертвовать частью себя ради незнакомца, готов ли он к разумному потреблению товаров ради абстрактных будущих поколений?
Выяснилось, что о концепции этичного потребления знают — в разной степени — две трети опрошенных потенциальных доноров. И только четверть (27%) считают себя ответственными потребителями. Если сравнивать с результатами исследования ВШЭ, то этот показатель немного ниже, чем в среднем по России. Зато потенциальные доноры понимают концепцию намного шире: большинство считают, что помимо этичного шопинга и раздельного сбора мусора она включает в себя рациональное использование и справедливое распределение ресурсов, сдачу ненужных вещей на переработку или в пункты сбора вторсырья, а также отказ от использования материалов, которые наносят вред природе.
Говоря о личном опыте этичного потребления, наши респонденты отмечали, что чаще всего стараются не выбрасывать вещи, а повторно использовать их или сдавать на переработку (83%), не покупать вещи, в которых нет острой необходимости (77%), экономно использовать воду, энергию и другие ресурсы (66%), держать в доме только те вещи, которыми они постоянно пользуются. Среди привычек неэтичного поведения упоминались: покупка ненужных вещей (28%), безразличное отношение к тому, из чего сделаны купленные респондентами вещи (23%), отсутствие заинтересованности в том, сколько они тратят воды, электроэнергии и т. д. (23%), а также спонтанные покупки (9%).
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/10/2_1200.jpeg)
Этичное потребление | Неэтичное потребление |
---|---|
83% Я стараюсь не выбрасывать вещи, а давать им новую жизнь (отдавать тем, кому они нужны, перешивать/переделывать и т. д.) | 28% Иногда я покупаю вещи, которыми потом не пользуюсь |
77% Я стараюсь не покупать вещи, в которых нет острой необходимости | 23% Я не задумываюсь, из каких материалов сделаны вещи, которыми я пользуюсь, и кто их производитель |
66% Я стараюсь экономно использовать воду, энергию и другие ресурсы | 23% Я не задумываюсь о том, сколько трачу воды, света, энергии и т.п. |
В анкете мы также рассказали донорам про одно из правил разумного потребления, которое придумал калифорниец Дэйв Бруно. В своей книге The 100 Thing Challenge он повествует о том, как отказался от всего лишнего и оставил себе только 100 личных вещей. Несколько лет назад этот опыт лег в основу целого движения 100 things challenge, чьи участники следовали примеру Бруно. Мы спросили потенциальных доноров, интересен ли им такой опыт и могли бы они принять участие в подобной акции.
Оказалось, что только десятая часть респондентов никак не заинтересовалась этим правилом. Чуть меньше половины (43%) отметили, что им интересен пример Бруно, хотя сами бы они не рискнули участвовать в этом движении. А треть доноров заявили, что легко могли бы оставить себе лишь сотню личных вещей.
![](https://blood5.ru/wp-content/uploads/2019/10/5_1200.jpg)
Подытоживая все ответы, мы попросили респондентов оценить по десятибалльной шкале, насколько они считают себя этичными потребителями. Средний балл оказался 5,5. Значит, доноры хоть и на полбалла, но все же ближе к этичному потреблению, чем к безответственному и неразумному.
Но вот что важно: потребление, пусть только наполовину этичное, не отвлекает доноров от самого главного. Вещи для них не стали важнее людей. Будет ли вокруг 100 вещей или 1000, они готовы оставить заботу о них и отправиться спасать жизнь незнакомого человека. Это, как нам кажется, и есть самое разумное и ответственное начало нашего общества.
В оформлении использованы гравюры Густава Доре
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5