«Донорство костного мозга меняет мир к лучшему»
Потенциальный донор Стася Львова – психолог и «википедистка» из Санкт-Петербурга. С Кровь5 она поделилась обстоятельствами своего вступления в регистр и тем, в чем видит ценность донорства.
– Я работаю психологом, люблю путешествовать и ездить на велосипеде. Еще из важных моих увлечений – «Википедия»: я автор более трех тысяч статей, участвую в проекте с 2007 года.
Мои интересы менялись. Когда я занималась ирландскими танцами, то писала про Ирландию. Например, статью про святого Патрика – у нее статус избранной (наивысший статус, который статья может получить в «Википедии». – Кровь5). Теперь каждый год 17 марта, в День святого Патрика, я вижу цитаты из моей статьи – и это приятно. Еще мне нравятся картины Маурица Эшера (нидерландского художника. – Кровь5) – и у меня есть статья про него, тоже со статусом избранной.
Я перевожу из англоязычной «Википедии» статьи о женщинах. Меня интересует женский вопрос, а в русскоязычной ее части статей о них меньше, чем о мужчинах, и, как правило, они короче. Мне хочется участвовать в преодолении этого разрыва.
Сейчас я пишу про памятники архитектуры Санкт-Петербурга, последние полторы сотни моих статей посвящены им. У нас же почти каждый дом в центре – памятник! Еще многие мои поездки на велосипеде – по окраинам города.
Есть улицы, на которых пасутся козы, – и это всё Петербург. Про них есть статьи – они должны быть проиллюстрированы.
Я делаю их фотографии – свободные с лицензионной точки зрения, ими можно пользоваться. В «Википедии» можно участвовать и таким способом.
Моя история с донорством началась 15 лет назад. Отцу подруги требовалась операция, и я хотела сдать кровь, но выяснилось, что быть донором я не могу: у меня был чуть-чуть повышен показатель АЛТ (аланинаминотрансфераза – фермент, анализ на который используют при диагностике повреждений печени и др. – Кровь5) – тогда это относилось к противопоказаниям к донорству.
Помню, в то время я читала материалы фонда AdVita, который занимался популяризацией донорства, и каждый раз расстраивалась, что не могу стать донором. Зато у меня получилось уговорить на это друзей. У одного из них уже 39 донаций, вот-вот станет почетным донором (для этого нужно минимум 40 донаций. – Кровь5).
В 2021 году правила изменились, тесты на гепатит стали более совершенными, и АЛТ прекратили использовать как косвенный показатель. Его небольшое превышение перестало быть медотводом. Я радовалась переменам, ведь долго мне было обидно, что я могу уговаривать других, но не могу ничего сделать сама. Теперь могу. Сейчас я сдаю кровь четыре раза в год.
Как только я убедилась, что мне ничто не мешает сдавать кровь, сразу же вступила в регистр доноров костного мозга.
За эти годы я прочитала много материалов о процедуре донации, но подозреваю, что некоторые стереотипы все еще со мной. У меня нет цели полного избавления от них. Главное, чтобы они не мешали. Я все равно в регистре и готова поделиться гемопоэтическими стволовыми клетками, если это потребуется.
Безусловно, я рассказывала своему окружению о вступлении в регистр. Одного друга убедила тоже стать потенциальным донором. А товарищ, который уже 39-кратный донор крови, сделал это еще до меня. Так сложился мой информационный пузырь: все знакомые и друзья поддерживают эту идею, а некоторые и подхватывают. Нет такого, что я беру кого-нибудь в оборот и начинаю пропагандировать, но если приходится к слову – рассказываю.
Я вообще люблю помогать, у меня помогающая профессия.
Мне нравится теория малых дел. Для меня донорство – одно из них.
Что-то, что ты можешь рутинно делать, не сильно в это вкладываясь, может сделать мир лучше. Я хочу, чтобы мир был лучше по многим параметрам, один из них – чтобы люди выздоравливали. Могу я в это вложиться? Могу. Нужно ли при этом от меня что-то сверхъестественное? Не нужно. Идея альтруизма сама по себе очень идеалистическая, но когда я делаю мир лучше, он ведь и для меня становится лучше.
Как-то я читала историю про женщину, одну из тех, кто вдохновил меня сдавать кровь. Когда-то мы с ней вместе дубы сажали. Тоже одно из малых дел – сажать дубы после того, как они горели в Подмосковье. Внезапно ей потребовалось переливание крови, и она морально приготовилась к тому, что нужно будет звать друзей, организовывать донорскую акцию, но врачи ей сказали: «Расслабьтесь, все есть». Она почувствовала, что это результат ее работы. Именно так я воспринимаю малые дела: они возвращаются не кармически, а вот таким образом.
Записала Татьяна Маринович
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5