Татьяна Маринович
Иммунные клетки могут стимулировать рост волос
Открытие американских биологов меняет прежнее представление о том, что иммунная реакция способна провоцировать лишь потерю волос.
Ранее считалось, что в восстановлении волосяных фолликулов участвуют только стволовые клетки, поэтому аутоиммунные заболевания, при которых эти клетки атакуются, вызывают алопецию (облысение). Однако выяснилось, что иммунная реакция может как причинять вред, так и приносить пользу волосам. В последнем случае регуляторные Т-лимфоциты стимулируют стволовые клетки в корне волоса, заставляя их делиться активнее.
Основная миссия регуляторных Т-клеток – помогать отличать в организме «своих» от «чужих» (от различных патогенов, бактерий, вирусов). Это в норме, а если с самими этими лимфоцитами что-то не в порядке, они могут набрасываться на вполне безобидные вещества, вызывая аллергию или даже аутоиммунные болезни. Большая часть регуляторных лимфоцитов находится в лимфатических узлах, но есть и такие, которые находятся в тканях. Например, регуляторные Т-клетки кожи помогают заживлять раны и поддерживают нормальную микрофлору кожи.
В 2017 году исследователи Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели эксперимент на мышах. У животных вызвали искусственное облысение и удалили регуляторные Т-лимфоциты с кожи, предполагая, что именно они препятствуют восстановлению шерсти. Но вышло наоборот: на участках кожи, где оставались эти лимфоциты, шерсть отросла вновь, а там, где их удалили, – нет.
Ученые пришли к заключению, что Т-клетки участвовали в регенерации волос вместе со стволовыми клетками.
Выяснить, как именно это происходит, помогло исследование совершенно на другую тему – о роли глюкокортикоидов (это стероидные гормоны, которые производит кора надпочечников) и регуляторных Т-клеток при аутоиммунных болезнях, таких как рассеянный склероз, болезнь Крона, астма. Ученые из калифорнийского Института биологических исследований Солка предположили, что все дело в количестве глюкокортикоидных рецепторов у Т-клеток. Они провели эксперимент с Т-клетками, у которых были «сломаны» эти рецепторы, – наблюдали за восстановлением шерсти у мышей с лимфоцитами без рецепторов и обычных мышей.
– Через две недели мы увидели заметную разницу: нормальные мыши отрастили шерсть, а мыши без глюкокортикоидных рецепторов – с трудом, – отмечает один из авторов исследования Чжи Лю.
Регуляторные Т-клетки с участием глюкокортикоидных гормонов «получают приказ» – вырабатывают особый белок TGF-beta 3, который активирует стволовые клетки и запускает рост волос. Обычно лимфоциты в тканях кожи не выделяют TGF-beta 3. Чаще это происходит в поврежденных мышцах и сердечной ткани. По-видимому, удаление волос имитировало повреждение кожных тканей, и Т-клетки выступили как стимуляторы для волосяных фолликулов.
Результаты этого исследования расширяют представление о функциях иммунной системы и, по идее, могут помочь в разработке препаратов против облысения, которое будет активизировать рост волос, действуя через регуляторные Т-лимфоциты.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5