Егор Парфенов
Костный мозг болельщика
Футбольные фанаты вступили в регистр прямо во время матча «Зенита» с «Арсеналом»
Сегодня петербургский «Зенит» провел одну из ключевых акций «Месяца донора» — типирование болельщиков на домашнем матче с тульским «Арсеналом». Это первый и пока единственный случай, когда спортивный клуб пополнил Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова прямо во время игры. Спортсмены «Зенита» сменили игровую форму на футболки с сердцем и каплей крови. Рассказываем, как в российском футболе испытали новые тактические замены и насколько эффективными они оказались.
Третий этаж подтрибунного помещения «Газпром Арены» — главная артерия стадиона, на которой располагают аниматоров, фотографов и прочие развлечения, чтобы разогреть болельщиков перед матчем. В этот раз десяток людей в сине-бело-голубых шарфах выстроились в ряд у входа в кабинет с донорскими креслами. Учитывая очереди и досмотр перед футбольными стадионами, удивительно, как эти люди готовы простоять в линии из десятка человек второй раз за матч. Благо цель оправданна: на сегодняшней игре борьба пойдет не только за выход в четвертьфинал Кубка России по футболу, но и за жизни людей
«Зенит» анонсировал «Месяц донора» в начале февраля. В прошлом году руководительница Центра развития донорства костного мозга (ЦРДКМ) Любовь Белозерова предложила клубу провести акцию по типированию и привлечь внимание болельщиков к не самой популярной для футбола теме костного мозга. Позже идея переросла в целый месяц донорства. Помимо ЦРДКМ «Зенит» пригласил в партнеры Городскую станцию переливания крови Санкт-Петербурга, из-за чего на первый план кампании вышла необходимость пополнить банк донорской крови в городе.
Накануне кубкового матча с «Арсеналом» сине-бело-голубые планировали провести три Дня донора на базе академии. За это время должны были типироваться игроки и тренеры «Зенита-2», а также молодежка и сотрудники академии. Однако акции с футболистами перенесли. Пока что потенциальными донорами костного мозга смогли стать только 22 человека из персонала клуба. Так что задача массово пополнить регистр оказалась возложена на болельщиков в день матча. 1/8 финала Кубка России собрала на «Газпром Арене» 18 463 человека. Спасти чью-то жизнь могла кровь и гемопоэтические стволовые клетки каждого из добровольцев. За них и началась неформальная борьба между станциями переливания крови и волонтерами ЦРДКМ.
За час до матча на ютьюб-канале клуба выходит программа «PRОЗенит онлайн». После новостного блока про сборы основного состава ведущие переводят внимание зрителей на донорскую акцию. Спецкор «Радио Зенит» Сергей Циммерман хвалит инициативу клуба, который никогда не забывает о здоровье петербуржцев. Блогер Федор Погорелов вспоминает, как поредели банки крови в первый год пандемии коронавируса. Ведущий эфира Алексей Петровский пытается напомнить коллегам уже о костном мозге:
— Федя, тебе есть что еще сказать, как мне кажется.
— Совершенно верно! Именно поэтому я открыл сценарий… — отвечает Погорелов и берет в руки телефон с текстом. Федор степенно благодарит Станцию переливания крови и Центр развития донорства костного мозга, которые доступно объясняют, как вступить в регистр. После полутораминутного сюжета о корпоративном Дне донора Петровский зовет болельщиков на пункты переливания крови.
Но станции расположили на третьем этаже стадиона. На пятом же сидят волонтеры Центра поддержки донорства костного мозга и ждут первых добровольцев, которые готовы вступить в регистр. У голубой стены с надписью «Без исключений и ограничений» к столам с актами и ватными палочками шустро подходит Валерия — простой сотрудник стадиона. Она находилась рядом со стойками еще до начала матча — тогда болельщиков было мало, никто из них не решался типироваться.
— Не знаю, можно ли мне было это сделать на работе, но я давно знала про донорство костного мозга, и случаем самой попасть в регистр я воспользовалась. Возможно, я была первой из гостей стадиона, — рассказывает Валерия.
Девушка работала в подтрибунке до конца матча и видела, что к волонтерам подходило не так много человек, как ей бы хотелось:
— По моим ощущениям, здесь было несколько десятков людей, а должны были подходить сотни, если не тысяча желающих. Никто ведь из нас от болезней не застрахован… Вдруг твой будущий донор сидит с тобой на одном секторе во время матча, а ты об этом никогда не узнаешь.
По громкой связи диктор стадиона зовет на игру. Фанаты подтягиваются на трибуны. При выходе команд на поле болельщики замечают, что в цветах зенитовцев нет синего. Поверх домашней формы на игроках надеты белые футболки с розоватым сердцем и надписью: «В борьбе за жизнь — мы одна команда». После матча их раздадут первым донорам с сегодняшней игры. Перед тем как объявить составы, диктор стадиона минуту напоминает, в честь какой акции хозяева так оделись. Случай, когда словосочетания «донорство костного мозга» и «борьба за жизнь» звучат громче призывов доминировать и унижать из известной зенитовской кричалки.
Фото: Сабина Наджафова
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5