НОВЫЙ ВИРУС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ ИММУНИТЕТУ
Тяжелый комбинированный иммунодефицит (X-SCID) — сравнительно редкое заболевание, которое встречается у одного из 100 000 детей. Оно проявляется на первых месяцах жизни и приводит к сбою в производстве Т-лимфоцитов. Без лечения ребенок не живет больше двух лет, так как его иммунная система не в состоянии распознавать инфекции. Обычно с X-SCID борются пересадкой костного мозга, чтобы перезапустить кроветворение и производство лимфоцитов. Но поиск донора занимает немало времени, и в большинстве случаев может окончиться неудачей.
Новое клиническое исследование, проведенное в Детском Госпитале Бениоффа (Университет Калифорнии, Сан-Франциско, США), показало, что генная терапия может скорректировать работу иммунной системы у младенцев с X-SCID, при котором иммунные клетки не развиваются или не функционируют нормально.
Тяжелый комбинированный иммунодефицит вызывается мутацией гена IL2RG. Американские исследователи подвергли генной терапии восьмерых детей в возрасте от двух до 14 месяцев. Из их костного мозга были извлечены стволовые клетки, которые подвергли воздействию искусственно культивированных лентивирусов. Эти вирусы доставили нужные участки генетического кода в ДНК. После этого стволовые клетки с уже здоровым, то есть замененным геном IL2RG были снова введены младенцам.
Через три месяца у пациентов восстановился нормальный уровень Т- и В-лейкоцитов. Инфекционные болезни, которые приходилось подавлять введением иммуноглобулина, отступили. У четырех детей удалось добиться полного прекращения поддержки иммуноглобулином, трое из них были вакцинированы и показали полноценный иммунный ответ — верный признак здоровой иммунной системы.
Следует заметить, что генную терапию в лечении X-SCID пытался применять еще в 1990-е годы итальянский врач Кавазанца-Кальво. Специально созданные ретровирусы точно так же доставляли «рабочий» ген IL2RG в ДНК детей. Болезнь была побеждена, однако выяснилось, что точность, с которой работал ретровирус, недостаточная: попутно был «задет» онкоген LMO2, что привело к развитию лейкемии у пациентов в течение нескольких лет.
В отличие от эксперимента Кавазанца-Кальво, новое исследование продемонстрировало гораздо большую точность в работе внедренного лентивируса. Он не активирует онкоген LMO2, поскольку снабжен специальными «блокаторами»: встраиваясь в генетический код, он не задевает и не активирует соседние гены.
Врачи продолжают наблюдать за пациентами, чтобы оценить устойчивость восстановленного иммунитета и возможные побочные эффекты. Тем не менее, это очевидный шаг вперед в борьбе с тяжелой болезнью, поэтому исследователи набирают новых участников для терапии.
На фото — молекула ДНК под электронным микроскопом. Еще в 1972 году в журнале Science появилась статья Т. Фридмана и Р. Роблина под названием “Генотерапия как метод лечения генетических заболеваний человека?”. Авторы рекомендовали прежде всего сформулировать полный набор этико-научных критериев, а уже потом браться за лечение человека новым способом.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5