Светлана Белозерова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой» — одно из лучших, на мой взгляд, произведений в жанре «деревенской прозы», которая стала основным направлением в советской литературе 1950—1980-х годов. Она была издана в 1976 году, а в 1981 году по ее мотивам прекрасный режиссер Элем Климов снял фильм «Прощание».
Сюжет повести развивается в 1960-е годы в островной деревне Матера на реке Ангаре. В связи с началом строительства Братской ГЭС жители подлежат высылке в ближайшие населенные пункты, а деревня подлежит затоплению.
Новость о том, что остров и деревня будут затоплены, приводит в ужас ее немногочисленное население, большую часть которого составляют старики. Молодежь давно перебралась в город. Люди преклонного возраста, отдавшие Матере свою жизнь, видят в затоплении деревни измену предкам, покоящимся в родной земле. Они не представляют, как они оставят родные избы и будут жить в другом месте. Старожилы пытаются отстоять кладбище, где прибывшая санитарная бригада начинает срезать кресты с могил. Бригады рабочих пилят деревья, сжигают опустевшие дома, но им не удается ни срубить, ни выкорчевать символ Матеры — огромное вековое дерево, которое вопреки всему продолжает возвышаться над островом.
Старушка Дарья готовит свой дом в последний путь — моет его, белит, наводит порядок. Она не знает, как ей жить дальше, в чужих краях. В такой же ситуации оказываются многие ее соседи: кто-то не выдерживает переезда в город и умирает, кто-то прощается с прошлым и пытается привыкнуть к новой жизни. Наконец, на острове остается последняя партия людей — старухи, которые перебрались в единственный уцелевший барак: остальные дома сожжены. Ночью за ними отправляют катер, чтобы перевезти их на берег: ждать больше нельзя, утром приедет комиссия. Пожилые женщины просыпаются в окруженном туманом бараке, словно на том свете.
История о прощании людей с родной землей — не вымышленная. У Матеры есть прототипы: многочисленные деревни и села, затопленные в период строительства водохранилищ и ГЭС.
Есть такая история и в моем родном крае. Город Пошехонье, где я родилась, стоит на берегу Рыбинского водохранилища. Решение о строительстве Рыбинской ГЭС было принято в 1935 году, а огромная чаша рукотворного моря наполнялась 6 лет — с 1941 по 1947 годы. В зону затопления попали сотни тысяч гектаров леса, лугов и пахотных земель, 740 населенных пунктов, три монастыря, более 50 кладбищ и церквей. Ушел на дно и старинный город Молога, расположенный рядом с Рыбинском, недалеко от Пошехонья. К 1941 году в нем проживали 6100 человек. Все они были переселены в окрестные города и поселки, часть переселенцев оказалась и в моем родном городе… Но есть и неподтвержденная легенда, что 294 жителя Мологи отказались покидать свою родину, добровольно разделили судьбу своей земли и ушли под воду вместе со своими избами. Кроме того (и это уже не легенда), погибли еще тысячи заключенных Волголага, которые строили Рыбинскую ГЭС.
Взорвать все здания Мологи не успели. Еще много лет над водой возвышались кресты полузатопленных церквей и колоколен, один из крестов мне самой довелось увидеть в детстве, когда отец брал меня на водохранилище.
Изредка город возвращается из небытия: когда наступает маловодье, над водой появляются остатки построек, части чугунных решеток, куски кирпичной кладки. В сезон навигации над «городом, которого нет» ставят черный бакен М1 — мелководье.
Кстати, начиная с середины 1970-х годов, каждую вторую субботу августа мологжане и их потомки встречаются, чтобы вспомнить свой погибший город.
В наши дни Рыбинское водохранилище — это отдых, туризм, рыбалка, судоходство. Можно сказать, природа подчинилась человеку. Но если вдруг довелось попасть в шторм на рукотворном море, когда катер кидает как щепку (а такое бывает, еще как), то тут же понимаешь, что природа просто терпеливо ждет своего часа. И вообще лучше с ней не ссориться.
…
Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015) – советский писатель, публицист и общественный деятель, наиболее значительный представитель “деревенской прозы” наряду с Василием Шукшиным и Василем Беловым. Автор шести повестей, среди которых наиболее известна “Прощание с Матерой” (1976).
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5