Никита Аронов
Скрытые доноры: бизнесмены, студенты и жители Центральной России
Фонд семьи Тиньковых представил исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) об отношении россиян к донорству костного мозга. Эксперты выясняли, какие социальные группы уже сейчас готовы вступить в регистр, а кого осталось только чуть-чуть подтолкнуть. Что к чему, разбиралась Кровь5.
Сначала о методах. Авторы исследования опросили через интернет более 1500 россиян в возрасте от 18 до 45 лет из разных регионов, с соблюдением всех положенных в соцопросах квот по социально-демографическим критериям. Кроме того, они провели более 150 глубинных интервью экспертов по всей стране и исследовали полмиллиона сообщений на онкогематологическую тематику в социальных сетях. В общем, все выглядит весьма серьезно. Результаты исследования вице-президент ЦСР Лора Накорякова представила 6 октября на заседании рабочей группы Фонда семьи Тиньковых.
— На сегодняшний день, несмотря на низкий уровень информированности о полном цикле вступления в регистр доноров костного мозга, есть отдельные группы, у которых выше готовность к донорству. И есть группы, у которых выше склонность изменить решение о донорстве, если они получат больше информации, — отметила Лора Накорякова.
Для начала о первых, о тех, кто больше готов становиться донором костного мозга уже сейчас. Возглавляют этот список россияне с высоким уровнем дохода. Не просто зарабатывающие «выше среднего», а именно хорошо обеспеченные, объясняет Накорякова. Также это жители Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов. Причем Кавказ стал сюрпризом даже для исследователей. Другим сюрпризом оказался вопрос об образовании.
— Была гипотеза, которую мы несколько раз проверяли, что люди с высшим образованием будут больше готовы вовлекаться в эту тему. Но, как показывают наши замеры, это не так. Люди со средним профессиональным образованием на текущий момент больше готовы быть донорами, — рассказывает Лора Накорякова.
Наконец, с точки зрения места жительства, это чаще всего жители городов с населением 100–500 тысяч человек (хотя лучше всего о донорстве информированы в двух столицах). А с точки зрения трудоустройства, самая благоприятная аудитория — самозанятые.
— Среди волонтеров, которые нам помогают, действительно очень много самозанятых, — подтверждает глава отдела рекрутинга крупнейшего в России Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова Евгения Лобачева. — С одной стороны, у них гибкий график. С другой — работают они чаще всего в сфере услуг, общаются с большим количеством людей, много разных историй слышат. Они более эмпатичны. Про колледжи тоже правда. Когда я читаю там лекции, люди меня спрашивают не «сколько мне заплатят» или «насколько это опасно» (такие вопросы больше задают в вузах), а «что мне делать и куда идти, чтобы стать донором».
Единственное, в чем Евгения не согласна с этой частью исследования, — это по поводу активности северокавказских доноров.
— Люди там действительно быстрее загораются, приходят на лекции о донорстве, даже вступают в регистр, но потом зачастую передумывают, — говорит она.
Интересно, что целых 11% опрошенных заявили, что они знают, что такое регистр доноров костного мозга и как в него вступить. Еще 28% не знают, как вступить в регистр, но, по крайней мере, знают, что это такое. В общем, это довольно много. Но напомним, что исследование касалось только респондентов до 45 лет.
Правда, донорство пока — не молодежная тема. Исследование инфополя в социальных сетях показало, что больше всего на онкогематологические темы высказываются люди от 31 года до 50 лет. На них пришлась практически половина всех сообщений.
— А вот на возраст 18–20 — всего 3–4% всей активности, это говорит о недостатке вовлеченности молодежи, — констатирует Лора Накорякова.
Этот возраст — лучший для вступления в регистр доноров. На нем сконцентрировано внимание донорских организаций по всему миру. Россия тут не исключение, но результаты пока слабые. Наши соотечественники чаще задумываются о донорстве после 30 лет, когда у них уже есть своя семья и дети. Но в ЦСР уверены: при правильном подходе молодежь легко вступит в регистр. Россиян 18–25 лет авторы исследования считают одной из наиболее перспективных социальных групп.
— Мы называем эти группы «скрытыми донорами», — рассказывает Лора Накорякова.
В их число входят также владельцы собственного бизнеса. И, наоборот, люди с доходом ниже среднего. Еще жители Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. А также студенты и учащиеся.
Все они — плодородная почва для рассказов о донорстве костного мозга, считают в ЦСР. Но подход к разным группам следует применять разный, потому что пугает, волнует и останавливает их тоже разное.
Так, для бизнесменов, судя по исследованию, в разы важнее, чем для других социальных групп, вопрос хранения персональных данных. Они готовы вступить в регистр, если будут уверены, что информация оттуда никуда не утечет. А вот граждан с небольшими доходами больше волнует материальная составляющая: что их точно бесплатно отвезут на донацию в случае совпадения, что им обеспечат медицинскую страховку. Молодежь и студенты сильнее переживают, не повредит ли донация здоровью, кроме того, их пугает собственно медицинская процедура. В общем, все примерно так, как отвечали студенты в рамках опроса https://blood5.ru/knowledge/pochemu-net/, который мы сами проводили во время первого этапа экспедиции доноров костного мозга «Совпадение».
Итак, главное, что нужно, чтобы больше людей вступали в регистр, — это, конечно, распространять достоверную информацию. А еще — чтобы сдать кровь или мазок буккального эпителия на HLA-типирование было удобно. По оценке исследователей из ЦСР, снижение энергозатрат при вступлении в регистр практически настолько же значимый фактор, как социальное одобрение самого факта донорства.
Фото: Фонд семьи Тиньковых
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5