Скрытые доноры: бизнесмены, студенты и жители Центральной России – Кровь5

Никита Аронов

Скрытые доноры: бизнесмены, студенты и жители Центральной России

Фонд семьи Тиньковых представил исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) об отношении россиян к донорству костного мозга. Эксперты выясняли, какие социальные группы уже сейчас готовы вступить в регистр, а кого осталось только чуть-чуть подтолкнуть. Что к чему, разбиралась Кровь5.

Сначала о методах. Авторы исследования опросили через интернет более 1500 россиян в возрасте от 18 до 45 лет из разных регионов, с соблюдением всех положенных в соцопросах квот по социально-демографическим критериям. Кроме того, они провели более 150 глубинных интервью экспертов по всей стране и исследовали полмиллиона сообщений на онкогематологическую тематику в социальных сетях. В общем, все выглядит весьма серьезно. Результаты исследования вице-президент ЦСР Лора Накорякова представила 6 октября на заседании рабочей группы Фонда семьи Тиньковых.

— На сегодняшний день, несмотря на низкий уровень информированности о полном цикле вступления в регистр доноров костного мозга, есть отдельные группы, у которых выше готовность к донорству. И есть группы, у которых выше склонность изменить решение о донорстве, если они получат больше информации, — отметила Лора Накорякова.

Для начала о первых, о тех, кто больше готов становиться донором костного мозга уже сейчас. Возглавляют этот список россияне с высоким уровнем дохода. Не просто зарабатывающие «выше среднего», а именно хорошо обеспеченные, объясняет Накорякова. Также это жители Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов. Причем Кавказ стал сюрпризом даже для исследователей. Другим сюрпризом оказался вопрос об образовании.

— Была гипотеза, которую мы несколько раз проверяли, что люди с высшим образованием будут больше готовы вовлекаться в эту тему. Но, как показывают наши замеры, это не так. Люди со средним профессиональным образованием на текущий момент больше готовы быть донорами, — рассказывает Лора Накорякова.

Наконец, с точки зрения места жительства, это чаще всего жители городов с населением 100–500 тысяч человек (хотя лучше всего о донорстве информированы в двух столицах). А с точки зрения трудоустройства, самая благоприятная аудитория — самозанятые.

— Среди волонтеров, которые нам помогают, действительно очень много самозанятых, — подтверждает глава отдела рекрутинга крупнейшего в России Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова Евгения Лобачева. — С одной стороны, у них гибкий график. С другой — работают они чаще всего в сфере услуг, общаются с большим количеством людей, много разных историй слышат. Они более эмпатичны. Про колледжи тоже правда. Когда я читаю там лекции, люди меня спрашивают не «сколько мне заплатят» или «насколько это опасно» (такие вопросы больше задают в вузах), а «что мне делать и куда идти, чтобы стать донором».

Единственное, в чем Евгения не согласна с этой частью исследования, — это по поводу активности северокавказских доноров.

— Люди там действительно быстрее загораются, приходят на лекции о донорстве, даже вступают в регистр, но потом зачастую передумывают, — говорит она.

Интересно, что целых 11% опрошенных заявили, что они знают, что такое регистр доноров костного мозга и как в него вступить. Еще 28% не знают, как вступить в регистр, но, по крайней мере, знают, что это такое. В общем, это довольно много. Но напомним, что исследование касалось только респондентов до 45 лет.

Правда, донорство пока — не молодежная тема. Исследование инфополя в социальных сетях показало, что больше всего на онкогематологические темы высказываются люди от 31 года до 50 лет. На них пришлась практически половина всех сообщений.

— А вот на возраст 18–20 — всего 3–4% всей активности, это говорит о недостатке вовлеченности молодежи, — констатирует Лора Накорякова.

Этот возраст — лучший для вступления в регистр доноров. На нем сконцентрировано внимание донорских организаций по всему миру. Россия тут не исключение, но результаты пока слабые. Наши соотечественники чаще задумываются о донорстве после 30 лет, когда у них уже есть своя семья и дети. Но в ЦСР уверены: при правильном подходе молодежь легко вступит в регистр. Россиян 18–25 лет авторы исследования считают одной из наиболее перспективных социальных групп.

— Мы называем эти группы «скрытыми донорами», — рассказывает Лора Накорякова.

В их число входят также владельцы собственного бизнеса. И, наоборот, люди с доходом ниже среднего. Еще жители Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. А также студенты и учащиеся.

Все они — плодородная почва для рассказов о донорстве костного мозга, считают в ЦСР. Но подход к разным группам следует применять разный, потому что пугает, волнует и останавливает их тоже разное.

Так, для бизнесменов, судя по исследованию, в разы важнее, чем для других социальных групп, вопрос хранения персональных данных. Они готовы вступить в регистр, если будут уверены, что информация оттуда никуда не утечет. А вот граждан с небольшими доходами больше волнует материальная составляющая: что их точно бесплатно отвезут на донацию в случае совпадения, что им обеспечат медицинскую страховку. Молодежь и студенты сильнее переживают, не повредит ли донация здоровью, кроме того, их пугает собственно медицинская процедура. В общем, все примерно так, как отвечали студенты в рамках опроса https://blood5.ru/knowledge/pochemu-net/, который мы сами проводили во время первого этапа экспедиции доноров костного мозга «Совпадение».

Итак, главное, что нужно, чтобы больше людей вступали в регистр, — это, конечно, распространять достоверную информацию. А еще — чтобы сдать кровь или мазок буккального эпителия на HLA-типирование было удобно. По оценке исследователей из ЦСР, снижение энергозатрат при вступлении в регистр практически настолько же значимый фактор, как социальное одобрение самого факта донорства.

Фото: Фонд семьи Тиньковых


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также