Мария Портнягина
Спасенный пятикратно: история одного пациента
Американец Филипп Хэнкс на днях отметил годовщину новой жизни – прошлой весной ему пересадили сразу пять донорских органов
Филипп – моложавый 51-летний отец шестерых детей. Глядя на него, сложно представить, что год назад он перенес две сложные операции в медицинском центре Университета Индианы. Во время первой, которая длилась почти восемь часов, ему пересадили кишечник, желудок, печень и поджелудочную железу. На следующий день он получил новую почку.
Для так называемых симультанных вмешательств, то есть касающихся сразу нескольких органов, это не рекорд. Например, сеульские хирурги проводили и до семи пересадок одному пациенту. Однако все же такие случаи – большая редкость. Да и для Филиппа это стало началом не только новой жизни, но и новой профессиональной стези: теперь он активно занимается продвижением донорства, чтобы люди вступали в регистры доноров. Так, госсекретарь штата Иллинойс, узнав историю Хэнкса, пригласил его стать своим представителем по вопросам донорства органов и тканей.
– Я чувствую себя великолепно. Понемногу возвращаюсь в спортзал. Набираюсь сил, – говорит Филипп.
Ему по-прежнему нужно приезжать на осмотры в больницу, но делать это приходится все реже и реже. Хорошее самочувствие позволяет ему ездить по штату в рамках новой службы, прежде всего в школы и университеты, чтобы продвигать донорство среди молодежи. По его словам, в среднем он проводит порядка 50 встреч и бесед в месяц – разного охвата и продолжительности.
О своем представителе иллинойский госсекретарь Джесси Уайт заявляет: «Это идеальное совпадение». Ведь Филипп на новом посту может рассказывать историю своего выздоровления и вдохновлять людей вступать в донорские регистры. Уайт в благодарность преподнес ему символический подарок – номерной знак на автомобиль с надписью «5ALIVE» (в переводе с английского – «живой»), отсылая к пяти донорским органам, пересаженным Хэнксу.
Хотя после трансплантации прошел год, Филипп по-прежнему не может сдержать эмоций, когда рассказывает о пережитом. Особенно о периоде ожидания. В список на пересадку он попал 31 декабря 2020 года, а донорские органы нашлись для него четыре месяца спустя. Уже сам этот факт его жена Тива считает чудом, особенно если учесть, что все происходило в разгар пандемии, к тому же когда близкие не могли быть с Филиппом рядом. Он общался с ними по телефону вплоть до момента операции и особенно подчеркивает поддержку, которую они ему оказали. «Моя семья – моя опора», – заявляет Хэнкс. А семья у него большая – жена, сыновья и дочери, сестра, любимые тетушки, а теперь и маленькая внучка, которой исполнилось всего четыре месяца.
Но всего этого могло и не быть у него, если бы не две сложные операции, успешно проведенные командой медиков под руководством хирурга-трансплантолога Ричарда Мангуса. Врач отмечает стремление Филиппа поправиться.
– У него много вещей, которые он хочет достичь в жизни, и ему хочется быть достаточно здоровым, чтобы все их реализовать, – объясняет Мангус.
Хэнкс был младшим из четырех братьев и сестер, мать растила детей в одиночку. В школьные годы его часто задирали хулиганы. Район, где жила семья, нельзя назвать благополучным, подростковая преступность была там нормой, так что Филиппу приходилось бороться с искушением пойти по кривой дорожке. Однако он уже в юности показал характер, сумев получить аттестат зрелости и окончив курсы по информационным технологиям. Первый брак был коротким и неудачным, а потом он встретил Тиву, миловидную учительницу начальных классов.
Первые серьезные проблемы со здоровьем начались у Хэнкса, когда ему было 36. Через плохо стерилизованную иглу при нанесении татуировки его заразили гепатитом C. Ему потребовалась пересадка печени, которую провели в 2007-м.
Однако прошла она неудачно, в какой-то момент у него началось внутреннее кровотечение, дошло до почечной недостаточности. Врачи поместили его на диализ. Около недели он находился в состоянии искусственной комы. Понадобилось долгое лечение, чтобы оправиться после такого. Но Филипп смог прийти в норму, даже вернулся к активным занятиям спортом.
Баскетбол – главное увлечение Хэнкса. Как-то во время игры с сыновьями – шел 2019 год – он почувствовал острую боль в спине и руке. Она была настолько сильной, что из глаз брызнули слезы.
– В течение следующих трех дней я перешел от приема двух таблеток ибупрофена каждые четыре часа до того, что стал глотать их как конфеты, – вспоминает Филипп.
Обследование выявило острую почечную недостаточность, врачи объявили, что ему требуется пересадка не только почки, но и печени, проблемы с которой возникли у него из-за диабета. К тому же выяснилось, что рубцовая ткань после пересадки в 2007 году полностью перекрыла у него воротную вену – это сосуд, который отводит кровь из желудочно-кишечного тракта и селезенки в печень. Врачи в итоге рекомендовали пересадку также затронутых органов – желудка, кишечника и поджелудочной железы.
– В США проводится ежегодно около 50 таких симультанных операций, – рассказывает доктор Мангус. – В случае Филиппа сложность состояла в том, что повторная пересадка печени довольно рискованна. Большинство пациентов, которым требуется повторная трансплантация печени, обычно слишком больны, слишком слабы. Только около 4% от всех операций по пересадке печени – это повторные трансплантации, эти 4% – те, кто еще достаточно здоров и силен, по мнению врачей, чтобы пережить ее.
Однако вид Хэнкса убедил Мангуса провести сложную пересадку. По словам врача, имеет значение настрой пациента, его отношение.
– После множественной трансплантации пациенты находятся в течение трех, четырех или даже пяти месяцев в больнице, пока восстанавливаются, – объясняет хирург. – За это время ситуация может развиваться по-разному, могут быть неудачи, поэтому важен позитивный настрой, чтобы пациент был уверен: «Я буду бороться и выживу».
Филипп ожидания лечащего врача оправдал сполна. Он быстро пошел на поправку. Его даже приходилось притормаживать.
– Когда Филиппа перевели из отделения интенсивной терапии в палату, он скоро встал на ноги и начал ходить, несмотря на предостережения доктора, – вспоминает его жена Тива.
И сам Хэнкс уверен, что настрой напрямую связан с ходом выздоровления. Чему подтверждение его нынешний статус – человека, не только получившего второй шанс на жизнь, но стремящегося продвигать донорство, чтобы этот шанс получило как больше нуждающихся в пересадке.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5