Светлана Белозерова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Януш Леон Вишневский — один из самых популярных современных польских писателей. Он дебютировал в 2001 году с романом «Одиночество в Сети», который, как пишут, тут же стал европейским бестселлером. Сам автор имеет диплом моряка дальнего плавания, при этом умудрился защитить сразу две докторские: по химии и физике, а сейчас занимается биоинформатикой — компьютерной обработкой данных, получаемых при биологических и генетических исследованиях. Литература для Вишневского, по его собственным словам, — лишь хобби, пишет он для эмоциональной разрядки. Все его контракты с издательствами — с открытым сроком, так как писатель не знает заранее, сколько времени на книгу оставит ему основная работа.
Лично меня больше всего зацепил сборник рассказов Вишневского «Молекулы эмоций», который был опубликован в 2008 году. В книге 17 рассказов, все они — о любви, смерти, страданиях и других человеческих эмоциях. В одном из интервью Вишневский рассказывал, что большинство героев его произведений имеют прототипов, с которыми ему доводилось встречаться, дружить, работать. Вот и этот сборник — как калейдоскоп из человеческих драм и разных судеб. В нем затронуты самые разнообразные темы, в том числе проблемы религии, эвтаназии, гомосексуализма. Современные проблемы общества собраны и бережно «упакованы» в литературную форму.
Вот, например, рассказ «Смысл существования». Пожилая женщина по имени Эльфрида живет одна в пригороде Франкфурта. Ей 82 года, до недавнего времени она очень хотела умереть. Она всегда хотела умереть раньше мужа, но не получилось. Они с мужем вырастили двоих сыновей: старший живет в Дубае, младший — Кристиан — журналист, живет в Берлине, но большую часть времени проводит в командировках.
У Эльфриды проблемы с сердцем, из-за этого она иногда теряет сознание. Однажды она упала и сломала руку. Кристиан приехал в больницу и после выписки повез мать искать место в доме престарелых. Эльфрида старается, чтобы сын не заметил ее слезы, а он старательно делает вид, что не видит. Женщина понимает, что не сможет жить одна, но старший сын не вернется ради нее на родину, а младший не может взять ее к себе, потому что и сам живет по гостиницам. После нескольких визитов в разные дома престарелых, где Эльфриде и ее сыну обещают «достойную старость и самый высокий уровень услуг», Кристиан решительно берет мать за руку и уводит. Теперь он будет жить и работать во Франкфурте, рядом с ней.
Небольшой этот рассказ навеял воспоминания об одном случае из моей собственной жизни. Однажды я была в служебной командировке в Германии: сначала обучение, посещение немецких животноводческих комплексов, потом рождественский корпоратив, а в заключение — несколько свободных дней в Берлине. Уже накануне отъезда в Россию нас с коллегой пригласил в гости немецкий приятель, с которым мы в свое время объехали пол России, участвуя в выставках и монтируя оборудование на фермах. Несмотря на большую разницу в возрасте, нам с ним удалось подружиться, и было приятно познакомиться с его семьей — c женой Барбарой, с сыном, снохой, внуками.
Приятная беседа за бутылочкой шампанского, наряженная елка, украшенный к празднику дом — атмосфера рождественского уюта и теплого семейного очага создавали ощущение идиллии и счастья в этой дружной немецкой семье. Ближе к вечеру приехала мама его жены Барбары — пожилая женщина лет восьмидесяти. Я люблю поговорить с людьми старшего поколения, меня к ним притягивает, они как машина времени. Разговорились. И вот она сказала: «С тех пор, как умер мой муж, я одна. Совсем одна.» Я попыталась ее успокоить, мол, у нее большая семья — дети, внуки, правнуки. Выяснилось, что она видит их только в праздники, и иногда по выходным ее привозят в гости. Она живет в доме престарелых.
После небольшой паузы Барбара, как бы оправдываясь, сказала: «Мама, ты же понимаешь, что нам нужен был рабочий кабинет, пришлось пожертвовать твоей комнатой. Ты там живешь с комфортом и ни в чем не знаешь нужды».
Ближе к ночи мы с коллегой стали уточнять, где нас разместят на ночь (хотя и спать-то не хотелось, через несколько часов надо было ехать в аэропорт). Наш немецкий приятель сказал, что охотно отвезет нас в гостиницу: у него только одна гостевая комната, а гостевая ванная на ремонте, что он не хочет нас стеснять и все в таком роде…
Есть люди, которые упорно оберегают свое личное жизненное пространство, иногда даже от близких. Конечно, я не имею права их осуждать. Разные традиции, культура, менталитет. В конце концов, разные жизненные обстоятельства. Но когда меня спрашивают, почему я не осталась жить и работать в Германии (ведь была такая возможность), я каждый раз почему-то вспоминаю эту историю. Не знаю, что еще ответить. Просто мы все очень разные. О чем, собственно, и пишет Януш Леон Вишневский.
…
Януш Леон Вишневский (р. 1954) — польский писатель и эссеист. Прославился благодаря первому роману о виртуальной любви “Одиночество в Сети” (2001).
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5