Тревога имени Минаева – Кровь5
28 сентября 2019 г.
Тревога имени Минаева

Светлана Белозерова

Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5


Я уже писала, что заказываю много книг через сайт «Лабиринт», который часто дарит подарки читателям за крупные заказы. Так я стала обладательницей повести Б. Минаева «Гений дзюдо» и его же увесистого романа «Психолог, или Ошибка доктора Левина». Выяснилось, что это вторая и третья части трилогии, но попытки купить или заказать первую часть понравившегося мне цикла — «Детство Левы» — не увенчались успехом.

Тогда я взяла сына, и мы пошли в библиотеку. Библиотекарь высокомерно спросила:
— Вы что, собираетесь ребенку читать Минаева?
— Ну да, сначала сама прочитаю, потом вместе.
— Вы что! У него же про телок написано!..

Сначала теряюсь, но потом объясняю, что это не тот Минаев. Про телок написал Минаев Сергей, а мне-то нужна книга Минаева Бориса Дориановича. И ура! — в библиотеке оказалось то самое, нужное мне издание. Причем совсем новое, можно сказать, хрустящее…

Писатель и журналист Борис Минаев родился в 1959 году в Москве. В основу повести «Детство Левы» легли его воспоминания о 1960-1970 годах. Книга была издана в 2001 году и, кстати, стала одной из самых цитируемых книг автора — отрывки из нее встречаются уже в школьных хрестоматиях по внеклассному чтению. Сам автор считает, что в повести есть «рассказы для детей очень мрачные, а для взрослых слишком детские». Но в этом есть плюс: взрослые видят жизнь глазами ребенка.

Главный герой — мальчик Лёва Левин, от лица которого ведется повествование, живет обычной жизнью советского ребенка из интеллигентной семьи. Его детство проходит в Москве в эпоху становления эры телевидения и стояния в очередях. Лёва ходит в школу, любит читать, он очень наблюдательный и постоянно прислушивается к разговорам вечно занятых взрослых.

Первая глава называется «Мамин хвостик». Лева вспоминает, как хорошо мама умела сочинять на ходу сказки, петь и подробно отвечать на всевозможные вопросы. Как бы Лёва ни волновался без мамы, он всегда был уверен в том, что она придет.

Повествование незатейливо — ребенок рассказывает всегда просто, без прикрас. Благодаря этому мы видим глубину и важность детских переживаний, которые когда-то испытывали сами, но о многом уже успели забыть. Скажем, в главе «Зубная боль» описан полный спектр эмоций человека, впервые попавшего в кабинет зубного врача. А глава «Живая рыба» ярко иллюстрирует отчаяние и оцепенение ребенка, когда нужно оглушить сома, которого мама купила, «потому что все брали».

Есть и смешные рассказы, например, «Асфальт», где мальчишки копают яму в надежде изучить историю города по слоям асфальта. Очень интересно читать о досуге детей из 1960-х — это и войнушка, и футбол, и монетный хоккей, и исследование двора, когда сидеть дома считалось наказанием, даже если на улице проливной дождь. Автор наслаждается воспоминаниями, не копается в причинах и следствиях, понимая. Все части повести «Детство Лёвы» объединены желанием автора вспомнить самые светлые мгновения собственной жизни.

Для меня самой детство — как увеличительное стекло. В детстве все события и проблемы воспринимаешь острее и глубже, как бы с многократным увеличением. Никакие события взрослой жизни не доводят человека до таких переживаний и не оставляют в памяти такой глубокий след.

Очень близка мне глава «Упрямство», где Лёва не хочет идти в магазин, потому что боится продавщицы: что она ему нахамит, что не хватит денег, да мало ли что еще может случиться. Мне в детстве часто приходилось ходить за молоком, которое разливали в бидоны из алюминиевых фляг, за маслом, которое продавали на развес и резали огромным ножом. Не раз приходилось стоять в очереди за хлебом, запомнилось, как какая-то женщина написала мне на ладошке мой номер в очереди — 154 — перед закрытием магазина на обед. И помню щемящее чувство тревоги, которое часто сопровождало меня.

Борис Минаев пишет как будто обо мне: «Моя тревога — это и был я… Тревога за все — чтобы не погасло солнце, чтобы все успеть, чтобы тебя не разлюбили… Чтобы не показаться смешным, не стать дураком, не делать никому плохо».

Жизнь «в тревоге за все» — формула моего детства. И произведение Бориса Минаева — как раз тот случай, когда мои собственные воспоминания как бы «монтируются» в рассказы, многие из которых заканчиваются совсем не детскими рассуждениями.

Оно по-прежнему со мной — чувство внутренней тревоги, которая родом из детства. Все успеть и всем помочь. И никого не обидеть.

Борис Дорианович Минаев (р. 1959) — советский и российский журналист, писатель, главный редактор журнала “Медведь”. Кроме цикла детских произведений, написал несколько взрослых романов и биографию Ельцина для серии ЖЗЛ.



Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также