Мария Портнягина
Выживаемость при лейкозе у детей выше, чем у подростков и молодежи: итоги мирового обзора
Журнал The Lancet опубликовал данные по разным странам, включая Россию, о том, как изменилась пятилетняя выживаемость при лейкозе у детей, подростков и молодежи. Главные выводы — в нашем материале.
Группа исследователей сопоставила данные о 164 563 детях, подростках и молодых людях, у которых был диагностирован лейкоз в период с 2000 по 2014 год (по нему есть наиболее обширная статистика). Сведения получены из 258 регистров онкозаболеваний в 61 стране, в том числе в России.
Ученые рассматривали три возрастные группы: от 0 до 14 лет — дети, от 15 до 19 — подростки, от 20 до 24 — молодежь. У большинства (68,2%), главным образом детей, был выявлен острый лимфобластный лейкоз. У 19% — острый миелобластный. Другие подтипы встречались гораздо реже — от 3,1% до 6,5% случаев, — и больше среди подростков и молодых людей.
Неуточненный лейкоз, который исследователи тоже учли в обзоре, регистрировался чаще в странах Африки и Азии, в частности в Алжире, ЮАР, Китае, Таиланде. Там он составляет свыше 25% всех выявленных случаев лейкоза — это может говорить о проблемах диагностики, которые влияют на результаты лечения.
Что удалось выяснить?
При всех типах лейкоза пятилетняя выживаемость за указанный период выросла. Однако различия по возрастным группам, по типам рака, по странам и целым регионам существенны.
Так, в большинстве стран Европы, Северной Америки и Океании с высоким уровнем дохода пятилетняя выживаемость увеличилась примерно на 5%. Заметный рост — на 10% и более — отмечен в Пуэрто-Рико, странах Северной Европы (Эстония, Ирландия, Латвия и Литва), Восточной Европы (Болгария) и Азии (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Турция). Такая динамика объясняется среди прочего совершенствованием протоколов лечения (например, для пациентов с острым миелоидным лейкозом в Болгарии) или введением финансовой помощи для покрытия расходов на лечение детей с онкозаболеваниями (например, в Южной Корее).
Далее, для всех типов лейкозов пятилетняя выживаемость, отмеченная в период 2010–2014 годов, у детей варьировалась от 48% в Индии до 91% в Пуэрто-Рико, у подростков — от 24% в Колумбии до 85% в Дании, у молодежи — от 20% в Эквадоре до 86% в Ирландии.
Различия наблюдаются даже внутри одного региона. В Европе, допустим, в большинстве стран пятилетняя выживаемость у детей составила 85% и выше, но все еще ниже 60% в некоторых частях Восточной Европы (Румыния — 58%). У подростков выживаемость была выше 80% лишь в нескольких странах Северной Европы (Дания — 85%, Литва — 81%). У молодых людей показатель также сильно различался: от 86% в Ирландии до 38% в Эстонии.
При всех типах лейкоза в среднем по всем возрастам пятилетняя выживаемость в странах Азии, Центральной и Южной Америки составила 70% и выше. Ниже 65% — в Чили, Перу, Китае, Индии.
— Разрыв в выживаемости детей с лейкозом между странами с высоким уровнем дохода и странами с низким и средним уровнем дохода сохраняется, а выживаемость подростков и молодых людей с лейкозом по-прежнему ниже, чем у детей во всем мире, — отмечает Наоми Ссеньонга, соавтор обзора.
Почему так? Ученые ссылаются на исследования, согласно которым у подростков и молодых людей прогноз зависит от того, получают ли они лечение по педиатрическим протоколам или протоколам для взрослых пациентов.
Авторы обзора указывают, что за последние несколько лет подростки и молодежь с лейкозом в некоторых частях мира чаще проходят лечение именно по педиатрическим протоколам — и это привело к более высокой выживаемости.
Но данный подход пока не получил общемирового распространения.
К тому же, объясняют исследователи, подростков и молодых людей реже включают в клинические испытания, чем детей, «из-за небольшого числа клинических испытаний в этих возрастных группах, что приводит к ограниченному доступу к новым лекарственным средствам, которые могут быть более эффективными для подростков и молодежи».
Различия выявлены также по типам лейкоза. Так, пятилетняя выживаемость при остром лимфобластном лейкозе — 80% и выше в большинстве стран Европы, Северной Америки, Океании, в Азии это Израиль, Япония и Сингапур. Ниже 60% — в Китае и Перу, всего 42% — в Эквадоре.
В то время как пятилетняя выживаемость при остром миелобластном лейкоза — 70% и выше в Коста-Рике, Кувейте, Японии, Сингапуре, Дании, Франции, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Австралии и всего 32% в Перу.
А что Россия? Согласно обзору, при всех типах лейкоза пятилетняя выживаемость за исследуемый период росла: так, на 2000 год она составляла 57,4%, в 2005-м — 61,5%, 2010-м — 62,9%. Для острого лимфобластного лейкоза эти показатели были 61,7, 66,4 и 70% соответственно. Разница в выживаемости по возрастным группам при остром лимфобластном лейкозе такова: у детей — 71,9%, у подростков — 41,2%, у молодых людей — 23,3%.
В планах специалистов — собрать данные за более поздние годы, потому что показатели, конечно, изменились с внедрением современных методов терапии. Тем не менее принципиальные отличия — по типам лейкоза, возрастным группам и странам с разным уровнем дохода — сохраняются.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5