Оксана Прилепина
Фото: Надежда Храмова
Взломан и спасен: как театральная премьера обернулась донорской акцией
Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» первым в России рекрутировал доноров прямо в своем фойе. Моноспектакль «Взломанный» по автобиографической пьесе Алексея Синяева привлек в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальный РДКМ) 42 человека.
На сцене — минималистическая обстановка. Барабаны, манекен с оранжевым шариком и парень с рыжими дредами. «Я долго уговаривал увезти папу в хоспис, но родители держались до последнего. Только когда ему понадобился профессиональный уход, они согласились ехать», — говорит Экст. Он по сюжету видеоблогер, который в режиме реального времени делает выбор между двумя страшными исходами: терактом на концерте группы «Банд’Эрос» и самоубийством. Экст вспоминает детство, когда от рака сначала гибнет любимая собака, потом единственный друг, а затем — отец. «И я повез его в больницу, и думал, что всю дорогу буду крепко держать его за руку, — продолжается монолог. — Хотелось его поддержать, но папа зажал мою руку на пару секунд, выпустил и отодвинул. Опять я остался не у дел! Когда мы ехали, долго молчали, что-то громко звучало по радио. Я думаю о водителе с тех пор». Радио играло песню группы «Банд’Эрос» — абсолютно дикую для такого момента «What a Beautiful Life», где есть строка «Еще чуть-чуть — и прямо в рай». Зрители дослушивают песню до конца, как и герой пьесы, не имея возможности выключить и прекратить пытку. С этого и начинается «взлом» личности Экста. В его истории переплетаются детские воспоминания, мир иллюзий и реальность. Они пронзительны, потому что пьеса Алексея Синяева во многом автобиографична.
Для единственного актера спектакля, Игоря Сетдекова, в этой премьере тоже много личного. Дед Игоря погиб от онкозаболевания, и ад, который переживает Экст, отчасти знаком и артисту. В день старта проекта, 4 ноября, Игорю исполнилось 30 лет, и половину зала заняли его друзья и коллеги. Наконец, он не только актер, но и режиссер, и продюсер «Взломанного».
В стиле гаражного рейва
История проекта началась два года назад в арт-кластере «Таврида», где Сетдеков познакомился с Синяевым и его пьесой. Там же попал в четверку актеров, с которыми режиссер МХАТа имени Горького Сергей Глазков поставил по «Взломанному» театральный эскиз. Эскиз играли не только в «Тавриде» — его показали во МХАТе.
— Потом мы сделали читку пьесы в «ФЭСТе», и так потихонечку-полегонечку пьеса жила и просилась на сцену, — говорит автор проекта. — В 2021 году я получил в Росмолодежи грант на постановку этой пьесы и начал летом работу над спектаклем.
По синяевскому сюжету Экст выбирает самоубийство, но Сетдеков в своем сценарии переписал финал.
В новой версии герой находит выход эмоциям в творчестве — игре на барабанах. Кстати, ради трех композиций на сцене Игорь полгода брал уроки у музыкантов. Диджей Дмитрий Федоров специально написал музыку в стиле гаражного рейва. В репетициях спектакля участвовал профессиональный психолог, который помогал актеру работать над ролью. В результате многих изменений «Взломанный» стал культурно-социальным проектом, где после спектакля на сцену вышли профессиональные онколог и психолог. Они отвечали на вопросы зрителей о том, что делать, если рак диагностирован у тебя, и как принять одиночество во время болезни. Но главное, в фойе театра прошла донорская акция.
— Я хотел, чтобы зритель, выходя со спектакля, получил светлый ответ на вопрос, что делать, когда у тебя умирают близкие, — говорит Игорь Сетдеков. — Пришла мысль, что театр может не только развлекать или задавать вопросы, но и помогать делом. Я связался с различными донорскими организациями. Мне ответил Русфонд, и мы договорились, что после спектакля всех желающих будут включать в Национальный РДКМ, брать у них биоматериал для типирования.
Несмотря на то что ничего подобного в России не проводилось, акция прошла с успехом.
Треть зрителей заполнила анкеты и сдала буккальный эпителий — мазок из полости рта. Для того чтобы вступить в регистр, то есть получить возможность когда-нибудь в будущем стать донором костного мозга, люди стояли в очереди.
Большая часть зрителей — молодые люди, и далеко не у всех есть печальные истории в семьях, побудившие стать донорами. Так, родственников Алексея Голованова, к счастью, эта беда обошла стороной. Но после спектакля ему захотелось совершить хороший поступок.
— Если судьба повернется так, что мои кроветворные клетки кому-то подойдут, я не буду раздумывать, ведь они восстановятся за очень короткий период, — объясняет Алексей сразу после вступления в регистр. — Почему бы и не попытаться? Я подумал, что, если я вдруг окажусь в подобной ситуации, мне будет безумно приятно, что какой-то незнакомый человек готов меня спасти.
Кроме того, в регистр вступали многие сотрудники театра. И оказалось, что директор «ФЭСТ» Андрей Соколов сделал это еще год назад, до того, как возникла идея проекта.
— Не совсем правильно, что в такой большой стране, как наша, всего 160 тысяч доноров костного мозга, — рассказывает Соколов. — Вот лежит человек в больнице, и только вы его последняя надежда.
Несмотря на это, директор сомневался, что люди в театре выстроятся в очередь в регистр. Но когда на всех желающих заполнить донорские анкеты не хватило шариковых ручек, Андрей был приятно шокирован. Жена его тоже вступила в регистр под впечатлением от спектакля.
— И это круто. Получается, современный театр теперь не просто досуг, развлечение, но и может играть важную социальную роль, — говорит Соколов.
— В итоге 42 человека вступили в реестр, что просто отлично в условиях пандемии, — комментирует событие Евгения Лобачева, глава отдела рекрутинга Национального РДКМ. — Ничего подобного мы раньше не проводили. Мы предпринимали попытки прорваться в театральное сообщество, но в прошлом году это были читки монологов для 20 зрителей. А здесь целый спектакль, в котором нас позвали участвовать как полноценных партнеров.
«Взломанного» другие режиссеры ставили в Екатеринбурге, Калининграде и Казахстане. Не целиком, а в авторских прочтениях. Но, по словам Игоря Сетдекова, неизменно после всех спектаклей зрители хотели поговорить по душам, что-то обсудить. После показа в Мытищах режиссера пригласили в несколько школ на специальные беседы со старшеклассниками.
— Школьники меня поразили своим восприятием спектакля, — признается артист. — Они говорили о своем чувстве одиночества в пандемию и остром переживании простой мысли, что человек приходит в этот мир один, один и уйдет.
Пощупать результат
С премьерой акция не завершится, ведь по условиям гранта спектакль должны посмотреть не меньше двух тысяч зрителей. То есть до конца года состоятся минимум семь спектаклей, каждый из которых закончится беседами с психологом, онкологом и возможностью вступить в регистр.
— Со следующего года мы собираемся показать «Взломанного» в Ярославле, Сергиевом Посаде и Химках, — делится планами Игорь Сетдеков.
Когда все грантовые обязательства будут выполнены, спектакль поедет на гастроли в отдаленные регионы, где тема донорства костного мозга освещена мало. А по возвращении на основе той же пьесы режиссер возьмется за киноверсию проекта. Конечно, для этого Игорь напишет новый сценарий, подберет новые истории, но тема популяризации донорства по-прежнему будет занимать главное место.
— Наверное, я скажу странную мысль, но мне не столько важно, как прошел спектакль, сколько важен успех донорской акции, — произносит Игорь. — Понимаете, творческому человеку не всегда удается получить в результате работы результат, который можно пощупать. А когда я вижу, что регистр растет благодаря моему скромному труду, это очень вдохновляет.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5