Никита Аронов
Как Анатолий изменил себя и спас другого человека
История реального донора костного мозга из Ростова-на-Дону
Сейчас Анатолий Дроботов твердо знает: до 30 лет он жил совершенно неправильно. Дом – работа, работа – дом, вечер у телевизора, по пятницам и субботам непременное пиво с друзьями, еще и 20 килограммов лишнего веса.
– Это был какой-то «день сурка», – вспоминает он. – Жизнь как будто шла по рельсам, а я наблюдал со стороны и ничего не мог изменить. Бывает, на работе решишь: «Все, надоело, хочу чем-то другим заняться». А потом вернешься домой, сядешь у телика, и мотивация пропадает. Ставишь себе цель начать новую жизнь с понедельника или с Нового года. Но ничего не выходит.
Переломным моментом стала командировка на Северный Кавказ. Местный партнер по бизнесу спросил нашего героя, сколько ему лет. Тот ответил: «А сколько дашь»? И получил ответ: 37.
– Меня прямо как током шибануло. Мне ведь всего 30, а на 37 выгляжу, – рассказывает Анатолий. – Для начала решил похудеть. Вернулся домой. И разговорился на одном семинаре с директором по продажам, поделился планами похудения. А тот спросил: «Ты вообще помнишь, каким я был два года назад?» Я не помнил, но посмотрел фотографии и понял, что он действительно здорово похудел.
Все это сподвигло Анатолия сесть на белковую диету. А когда часть лишних килограммов ушла, тут же прибавилось энергии. Молодой человек увлекся бегом, отказался от алкоголя, решил учить английский и начал читать. За короткий период освоил так и не прочитанного в свое время Ремарка, Джека Лондона, Айн Рэнд, Драйзера и Кена Кизи. А еще книги по саморазвитию.
Жена изменения Анатолия не приняла. Считала, что это он так «выпендривается». Так что супруги скоро развелись, детей у них не было.
В какой-то момент Анатолий решил составить список дел, которые он хочет сделать в жизни. Одной из целей значилось: помочь какому-нибудь человеку осуществить его мечту.
– И тут как раз одна знакомая рассказала мне про регистр доноров костного мозга. Я подумал, что желание жить – это вообще самое главное желание у человека, и если я помогу спасти кому-нибудь жизнь, то эта моя цель будет осуществлена, – объясняет Анатолий. – Так что, не случись со мной жизненной перемены, не стал бы я донором.
Он решил не откладывать дело в долгий ящик и отправился на станцию переливания крови Ростовской области. Шел 2017 год, и это был единственный для ростовчан способ вступить в регистр доноров костного мозга. Заодно молодого человека уговорили и первый раз в жизни сдать донорскую кровь.
Прошло два года, Анатолий уже почти забыл о своем вступлении в регистр. Тем более что жизнь была насыщенная. Он решил оставить работу маркетолога и начал учиться в Москве на клинического психолога. Как-то летом во время пробежки у молодого человека зазвонил телефон. Высветился незнакомый номер. Голос в трубке сказал: «Произошло совпадение. Готовы ли вы стать донором костного мозга?»
– Это было как гром среди ясного неба. И чувства у меня вызвало двойственные, – признается Анатолий. – С одной стороны, тревожно. Ведь одно дело сдать пробирку крови и вступить в регистр. А совсем другое – поехать куда-то сдавать клетки. Второе чувство было: «Вау, круто!» Я взял паузу, хотя почти сразу для себя понял, что поеду и буду сдавать.
Уже на следующий день Анатолий был на станции переливания крови, где сдал анализы на подтверждающее HLA-типирование. А через месяц ему снова позвонили из Санкт-Петербурга, из НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой. Совпадение полное, можно приезжать. До этого молодой человек никому из знакомых не рассказывал о происходящем, а тут рассказал. Многие заволновались, особенно мама.
Сперва забор кроветворных клеток планировали провести в декабре 2019 года, но произошла задержка, связанная с реципиентом. Так что только в начале февраля 2020-го Анатолий полетел в Санкт-Петербург на первичное обследование. Там его осмотрели, сняли кардиограмму и предложили выбрать способ донации. Мужчина выбрал сдачу клеток из периферической крови. А на конец месяца назначили уже большую поездку в Северную столицу – на десять дней.
– Я не спросил заранее и думал, что все эти дни проведу в больнице. Даже расстраивался. Очень люблю Питер, у меня там много знакомых, и обидно все время в палате пролежать, – говорит Анатолий. – Но оказалось, что буду жить в гостинице и у меня будет свобода передвижения.
По утрам и вечерам он ходил в клинику на уколы лейкостима, чтобы кроветворные клетки вышли в кровь. Его предупредили, что может болеть голова или ломить поясницу, но ничего этого не произошло. Он впервые побывал в музее «Эрарта», сходил на концерт в лютеранской церкви. В общем, прекрасно проводил время. Потом была собственно донация.
– Часто бывает, что необходимое количество клеток набирают за один день. Но, видимо, Вселенная решила мена нагрузить по полной, так что я сдавал их два дня, – рассуждает Анатолий. – При этом не покидала мысль, что для меня это приключение на пару дней, а для другого человека – единственный шанс на спасение.
В начале марта, перед самым локдауном, Анатолий вернулся в Ростов-на-Дону. А ровно через три месяца ему позвонили снова. Оказалось, что реципиенту нужно еще немного кроветворных клеток.
– Мне в регистре объяснили, что я совершенно не обязан это делать, но я, конечно, согласился. Тем более что в Питере как раз были белые ночи, – говорит Анатолий.
В этот раз все прошло быстрее – без предварительного обследования. Зато от лейкостима в один из дней болела поясница. Клетки мужчина сдал за один день.
Потом, уже под Новый год, он звонил в клинику узнать, как дела у пациента, которому он помог. Врачи сказали, что вроде все хорошо. Скоро пройдет два года после второй донации, и Анатолий мечтает познакомиться со своим реципиентом, о котором, кстати, вообще ничего не знает: ни пола, ни возраста.
«Я выбрал способ сдачи через периферическую кровь. При том что иголки для меня – предмет настоящей фобии»: история донора Алексея из Мурманска.
– Мне иногда говорят: «Ты такое большое дело сделал!» А я не могу еще этого нормально оценить. Мне для этого надо увидеть того человека, – признается он.
Еще Анатолий решил всем рассказывать о донорстве. Он писал посты в соцсетях и не собирается останавливаться:
– Я хочу делиться с людьми, хочу развеивать мифы о донорстве. Ведь я сам через это прошел и могу говорить, – заявляет он. – А чем больше доноров – тем больше спасенных жизней.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5