Мария Портнягина
Как российские саамы сохраняют традиции и становятся донорами
В минувшую субботу отмечался Международный день саамов. Житель Мурманска Глеб Герасимов встретил праздник своего народа необычно: он сдал кровь, чтобы вступить в регистр доноров костного мозга. На это его вдохновила сестра Полина. Кровь5 расспросила их о донорстве и сохранении традиций.
На видео в TikTok олень Гоша хрумкает ягель. Мохнатая морда припорошена снегом и своим забавным видом зазывает в «Олений двор». Это хозяйство в поселке Лопарская, в тридцати с лишним километрах от Мурманска. Здесь живет семья саамов, и здесь же она принимает всех, кто хочет познакомиться с традиционным укладом жизни этого народа. Посмотреть на Гошу и других домашних северных оленей приезжают со всей области, из других регионов. Среди любимцев гостей и лайка Вега.
— Я занимаюсь всем — уходом, уборкой. Мы стараемся поддерживать традиционный образ жизни. Людям это интересно, раз даже издалека к нам едут, — говорит Глеб Герасимов. В Лопарской он помогает родным по хозяйству, а вообще живет и работает в Мурманске. «В цивилизации», как говорит его сестра Полина Харыбина. В городе у брата своя семья — жена и маленькая дочка.
О себе Глеб рассказывает без охоты. Как северянин немногословен. Полных 26 лет. С 2014-го донор крови. На станции переливания как-то увидел плакат о донорстве костного мозга. Посмотрел, но дальше не вникал.
— А потом Полина рассказала и предложила стать донором костного мозга. Я согласился, — коротко сообщает он.
— Его и не нужно было уговаривать, он всегда готов помочь, — добавляет Полина. Она тоже давний донор крови, начала сдавать, когда ей было 19. Пример подавали мама, бабушка, тетя.
Как-то Полина взялась считать, и оказалось, что в одной их семье десять доноров крови.
О донорстве костного мозга она много узнала на фестивале «Дни заполярного донора». И на будущее задумала сама сдать кровь на типирование. Но пока вынуждена отложить: Полина сейчас в положении, ждет малыша. Все это время она поддерживала брата в его решении, даже когда с первого раза не получилось.
— У Глеба был временный отвод на сдачу крови из-за низкого гемоглобина, но у нас на Севере это обычная история, — делится Полина. — Потом был хороший гемоглобин, отвод сняли. Зато появились дела, то одно, то другое. Но в какой-то момент решили: больше не будем откладывать.
Да и важная дата приближалась: 6 февраля — Международный день саамов.
— Заполнил анкету, взяли кровь из вены, всё, — резюмирует Глеб.
Совпадение на редкость
Саамов всего 80 тысяч. Это малочисленный финно-угорский народ. Большая его часть живет в Норвегии, Швеции, Финляндии. Саамы — они же лопари у скандинавов, а название Лапландия, знаменитая родина Санта-Клауса (саамы зовут его Мунь Каллсы), переводится просто: «земля лопарей».
Вот и Полина выбрала никнейм для инстаграм-аккаунта — loparochka — как дань исконному названию своего народа. На территории России саамов только две тысячи, главным образом в Мурманской области.
Международный день саамов отмечается с 1993 года. Это, с одной стороны, праздник самоопределения себя как народа, с другой — он объединяет саамов из разных стран. Хотя эта дата у них с разным значением. Для саамов-иностранцев 6 февраля — день, когда в 1917 году прошло первое собрание саамов Северной Европы. А в России, так уж совпало, в этот день проводилось ежегодное собрание народных представителей Саамской волости (она была образована в 1866-м по указу Александра II).
Но что особенно интересно: саамы сохраняют не только культурно-историческое своеобразие, но и генетическое. У них более выражен один из генов тканевой совместимости — А3-В35-DRB1*01, который в принципе представлен и у финнов, карелов, в чуть меньшей степени и у русских.
Что это значит? А то, что если сааму понадобится пересадка костного мозга, то одним из наиболее предпочтительных доноров для него будет его соплеменник. При этом с точки зрения популяционной генетики саамы — европейцы, то есть они могут оказаться подходящими донорами для реципиентов и других этносов: тех же финнов, карелов, русских и т. д.
Эта закономерность справедлива для малочисленных народов (Кровь5 писала об их представителях, вступивших в Национальный РДКМ, здесь и здесь). В общем, чем больше разнообразия в регистре доноров костного мозга, тем выше шансы на совпадение у реципиентов с редкими генотипами.
Сберегательные технологии
В Мурманской области проживает полторы тысячи саамов. Это по переписи, а по факту, может, и больше. Некоторые просто не идентифицируют себя с этим малочисленным народом. Так сложилось исторически. В сталинское время сотни саамов были репрессированы, особенно те, кто жил у советско-финской границы: их обвиняли в попытке объединиться с врагами, войти в состав Финляндии.
— С тех пор, конечно, многое изменилось: и национальное политика, и вообще отношение в стране, — отмечает Полина. — Но память не дает забыть, что десятки лет люди скрывали свое происхождение.
Отсюда и другая большая проблема — утрата языка. Опять же из страха репрессий саамы боялись разговаривать на родном языке.
— Сегодня им владеют единицы, — с сожалением говорит Полина и добавляет. — Чтобы его сохранить, мы сейчас разрабатываем приложение: по нему можно будет учить саамскую грамматику, слушать речь носителей.
Это в «Оленьем дворе» Полина принимает гостей, ведет экскурсии. А есть и другая важная часть ее работы: она председатель Саамского собрания «Самь Соббар», а с 2018 года — член Общественной палаты Мурманской области.
Саамы пострадали и от советской коллективизации. По своему укладу это народ оленеводов и рыбаков, которых зачастую насильно загоняли в колхозы. А когда в 1990-е те развалились, промыслы пришли в упадок. Возвращение к ним идет, но, по словам Полины, очень медленно.
— Цивилизация заменяет традиционный уклад, — констатирует она. — Молодежь предпочитает тундре офис. Это понятно, и никуда мы от этого не денемся. То, что мы можем делать, — это объяснять молодым, что работать в тундре не так уж плохо.
Сегодня кочевать вместе с оленьим стадом уже необязательно. Техника позволяет выезжать в тундру вахтовым методом, контролировать поголовье и возвращаться домой. А есть еще частные хозяйства, как у семьи Полины и Глеба, где оленей держат и на забой, и как домашних животных.
За такими хозяйствами, вероятно, будущее саамов. В последние годы интерес туристов к краю и к жизни коренных народов Севера заметно вырос. Благодаря чему, кстати, и появился «Олений двор».
— Это была идея Глеба, — вспоминает его сестра. — Он увидел, что я с маленькой дочкой, которая, естественно, требует внимания, а к нам в хозяйство постоянно приходят люди, которым я рассказываю про оленеводство, про саамов. Так решили запустить программы для туристов. Создали группу во «Вконтакте». Гостям я показываю, что сейчас мы живем в комфортных условиях, а раньше саамы жили по-другому.
Для наглядности во дворе установили куваксу — традиционное жилище, вроде чума. Но на современный лад. Его не покрывают шкурами, ведь в условиях арктической зимы они осыпаются, и в год на покрытие уходит до 80 штук, считай — оленей.
— Это просто негуманно! — восклицает Полина. — Раньше мы использовали брезент, а сейчас покрытие нам шьют на заказ из специального палаточного материала. Дети поэтому называют куваксу палаткой.
Гостей знакомят с национальной кухней.
— У саамов два основных продукта — рыба и мясо оленя, — увлеченно рассказывает Полина. — Их варят, жарят. Мы угощаем гостей ухой из филе трески, разной морской рыбки. А еще саамы варят бульон из оленьих костей и добавляют в него крупы. Их, как и картошку, стали использовать, когда на Север проник товарообмен. Ну и пироги, с рыбой или ягодой».
— Вообще наша экскурсия начинается с того, что мы заходим в загон к олешкам, — добавляет она. — Кормим их, гладим, объясняем, что это за животные. Есть большая разница между домашними оленями и теми, что пасутся в тундре. Не каждый олень способен быть перевозчиком.
Давать имена оленям тоже традиция. Клички получают, например, животные, используемые для упряжи, но не только они. Самый же знаменитый северный олень — Яша — прославился в Великую Отечественную войну. А вот юный Май с «Оленьего двора» получил свою кличку, потому что родился 9 мая, в 75-ю годовщину со Дня Победы. И пока довольствуется славой среди посетителей — за свои необыкновенно голубые глаза.
Кстати, а выделяются ли как-то сами саамы?
— Многие, кто меня видит, говорят: «Да обычная европейская внешность», — замечает Полина. — Но все-таки разрез и серо-голубой цвет глаз выдает в нас жителей северной, арктической зоны. Цвет волос у саамов не черный, как часто думают о представителях коренных народов, а скандинавский блонд или пепельный. И еще. Не уверена, что это только нас отличает, но мне нравится так говорить: у нашего народа настолько горячие сердца, что можно растопить Арктику!
Фото из личного архива
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5