Мария Портнягина
Ученым удалось снизить риск развития хронической РТПХ до 7%
Американские онкологи разработали новый способ подготовки трансплантата к пересадке костного мозга, который позволил существенно уменьшить вероятность развития хронической формы реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ).
В 2016 году у жительницы Питтсбурга Кэти Дойл обнаружили острый миелоидный лейкоз. При этом виде рака крови пятилетняя выживаемость составляет меньше 30%. Болезнь к тому же развивалась стремительно — срочно потребовалось пересадка. Кэти повезло: она родилась в большой семье — у нее девять сестер и братьев, двое из которых оказались подходящими донорами. А еще, несмотря на тяжелую болезнь, ей посчастливилось и в другом — в месте жительства.
В это же время в Медицинской школе Питтсбургского университета доктор Уоррен Шломчик искал для своего исследования пациентов, нуждавшихся в пересадке. Так Кэти Дойл стала одной из 138 человек, на которых проверялась эффективность нового метода подготовки трансплантата. Цель стояла амбициозная — уменьшить вероятность развития реакции «трансплантат против хозяина», при которой донорские иммунные клетки после пересадки костного мозга атакуют организм реципиента (подробно об РТПХ можно узнать в этой нашей публикации).
— Было очень страшно, я уже думала о скорой смерти, так что согласилась на участие в эксперименте. Я хотела жить дальше — ради внуков, — вспоминает Дойл.
Шломчик начал карьеру в области гематологических исследований в 1990-е годы. И уже на первых порах его заинтересовала роль T-лимфоцитов в развитии иммунного ответа. На протяжении всех этих лет он с коллегами ищет способы, которые позволят избежать опасной для жизни пациента хронической РТПХ. И, судя по результатам, недавно опубликованным в журнале «Клиническая онкология», у них это получилось.
Дело в том, что РТПХ бывает двух видов — острой и хронической. Острая возникает сразу после трансплантации, она является скорее признаком того, что донорский трансплантат уничтожает оставшиеся в организме реципиента раковые клетки, но в то же время борется с его тканями. Эта реакция может быть временной, однако ее наличие — значимый фактор развития хронической формы.
Частота возникновения хронической РТПХ составляет от 30 до 60%. Команде под руководством Шломчика удалось снизить этот показатель до 7%.
Разумеется, исследованию с участием людей предшествовали лабораторные испытания. Еще в начале 2000-х ученые обнаружили, что не все T-лимфоциты участвуют в запуске РТПХ. Так называемые T-лимфоциты памяти оказываются ни при чем — это важные борцы с раковыми клетками, такие ветераны среди иммунных клеток, которые научились распознавать определенные типы антигенов (веществ, вызывающих иммунную реакцию). А вот настоящие провокаторы РТПХ — наивные T-лимфоциты, которые с антигенами еще не встречались.
Выяснив это, исследователи разработали новый способ подготовки трансплантата к пересадке — через тщательную фильтрацию иммунных клеток донора, чтобы не осталось T-лимфоцитов, которые могут запустить РТПХ.
Как этот способ работает? Пакет с материалом, собранным у донора костного мозга, — это смесь из кроветворных клеток, крови, в том числе иммунных клеток, и других частиц — подвешивают над намагниченной трубкой специальной машины — сепаратора клеток. При этом внутрь пакета помещены крошечные металлические шарики, каждый из которых присоединен к антителу, предназначенному для поиска и прикрепления к наивным Т-лимфоцитам. По мере прохождения этой смеси по намагниченной трубке T-лимфоциты, прилипшие к шарикам, отфильтровываются. На выходе получается уже готовый трансплантат с оставшимися T-клетками памяти.
Клинические испытания начались в 2009-м, в них участвовали 35 пациентов. Их результат был положительный: вероятность развития хронической РТПХ снизилась. Полномасштабное исследование началось в 2015-м, когда лаборатория Шломчика обосновалась в Питтсбургском университете. Его итоги подтвердили эффективность нового способа у всех 138 участников, за которыми велось наблюдение в течение нескольких лет после пересадки. Показатель развития острой РТПХ не изменился, а вот хронической формы — заметно снизился. Помимо того, в 7% случаев, при которых она возникла, не было ни одного сложного — с угрозой жизни пациента.
Метод Шломчика помог и Кэти Дойл — хронической РТПХ у нее не было.
Авторы исследования убеждены, что будущее трансплантологии — за усовершенствованием трансплантатов.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5